Отходы.Ру
https://waste-tech.ru/?utm_source=wastetech&utm_medium=refferal&utm_campaign=wasteru&utm_id=wastetech
Тему смотрят: 1 анонимных пользователей
admin admin
  • Администратор
  • Администратор
  • Отправлено: 11.05.2022 17:45
О государственной программе утилизации автомобилей #1
Впервые в России проект реализовали в 2010 году. Утилизация автомобилей была направлена на достижение сразу нескольких целей. Первая – это повышение безопасности дорожного движения, путем изъятия изношенных автомобилей из эксплуатации. Вторая – стимулировать рынок отечественных автомобилей и поддерживать отечественного производителя. Третья – улучшить экологическую обстановку в стране, ведь изношенные автомобили больше загрязняют воздух, неисправные автомобили превращаются в груду хлама, а неорганизованный разбор автомобиля до металлического кузова создает несанкционированные свалки.
Однако сейчас в России действует расширенная ответственность производителя (РОП) в отношении автомобилей, это утилизационный сбор, ставки которого утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291. Сейчас его ставка для большинства легковых автомобилей составляет 178400 руб.
Компенсация утилизаторам автомобилей производится согласно Постановления Правительства РФ от 20.06.2013 № 520. Под затратами понимаются расходы на утилизацию транспортного средства, которые включают в себя расходы на сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, а также расходы, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры для осуществления деятельности по обращению с отходами, в размере отчислений на амортизацию оборудования, используемого в процессе утилизации транспортных средств, начисленных за каждое такое транспортное средство, за которое уплачен утилизационный сбор.
Это постановление накладывает ряд ограничений. Например, автомобиль перед утилизацией уже должен быть снят с регистрационного учета. Таким образом, невозможно требовать с владельца акт утилизации при снятии автомобиля с учета для утилизации.
Другое ограничение касается брошенных автомобилей и автомобилей с утраченными документами. Затраты на их утилизацию не компенсируются.
Следующие ограничение касается наличия сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 14001. Хотя внедренная система экологического менеджмента является неоспоримым преимуществом заявителя, подобное требование резко сужает круг предприятий-утилизаторов, имеющих право на компенсацию своих затрат. Это особенно бросается в глаза, когда видишь заваленные автомобилями площадки "настоящих утилизаторов". Они просто не справляются с потоком.
Пункт 4 приложения к указанному Постановлению содержит избыточные требования, т. к. наличие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности уже подразумевает необходимую техническую оснащенность заявителя.
И напротив, лицензия на деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов не требуется, хотя именно эта деятельность и является основной, для утилизаторов автотранспортных средств.
Утилизаторы автомобилей до сего дня в принципе могут получать компенсацию своих затрат. Это не просто, но возможность такая существует. Более того, стоимость черного и цветного лома сейчас позволяет заготовителям покрывать все затраты на утилизацию.
Кроме этого, до сих пор нет официального реестра утилизаторов автотранспортных средств, хотя в 2010 году был опубликован перечень 153 пунктов утилизации. Граждане вынуждены самостоятельно их искать. Иногда попадают на "неофициальных утилизаторов" и судьбу отходов никто не узнает. Но тогда напрашивается справедливый вопрос: на что тратиться утилизационный сбор?
Обстановка не сама прозрачная.
Кто в первую очередь нуждается в поддержке? Предприятия автопрома, утилизаторы или граждане, желающие купить новую машину?
Странной кажется идея поддерживать граждан, совершающих крупные покупки, не испытывающих острую нужду. Нет необходимых средств — покупай машину, бывшую в употреблении.
Нынешняя цена на металлолом такова, что лом не залеживается, а сметается. Конкуренция на этом рынке очень высокая. К примеру, компания "ОРИС ПРОМ " из списка утилизаторов 2010 года закончила 2021 год с выручкой 10,7 млрд руб. и чистой прибылью 131,8 млн руб. Питерский "Авантек" за 2021 год выручил 880,5 млн руб. с прибылью в 4 млн руб. Не видится никаких основании тратить бюджетные средства на дополнительную поддержку ломозаготовителей. даже с учетом ограничений экспорта на металлолом.
Следовательно наиболее востребована поддержка отечественной автомобильной промышленности. Она уже получила отсрочку уплаты утилизационного сбора, но это все-таки отсрочка.
Вопрос стоит в самом главном: поможет ли государственная программа увеличить спрос на автомобили?
В 2011 году можно было сдать любую развалюху и получить сертификат 50 000 рублей на покупку нового автомобиля. На тот момент Lada Granta стоила от 229 000 рублей, скидка в 22% была существенной. За неполных два года работы программы государство выдало 600 тыс. сертификатов, дающих право на скидку. Всего на эту программу потратили 30 миллиардов рублей из карманов налогоплательщиков. Но тогда еще не было утилизационного сбора.
Побочным действием программ утилизации стала криминализация процесса. Часть машин, которые формально считаются утилизированными, на самом деле перепродавались без оформления документов. Утилизирующие предприятия стали подпитывать серый рынок запчастей. Известны случаи, когда утилизатор за небольшую плату выдавал фиктивный акт об утилизации автомобиля для получения скидки на новую машину.
Конечно, предлагается решать такие проблемы увеличением штрафов и другими жесткими мерами, но не проще ли не создавать условий для подобных злоупотреблений?
С учетом того, что основные усилия видимо должны быть направлены на поддержку автомобильной промышленности, необходимо сравнить результаты государственных программ утилизации и льготного кредитования. К сожалению таким данными я не располагаю.
Призываю взвешенно оценить перспективы возвращения к бюджетному финансированию программы утилизации автотранспортных средств. На мой взгляд программы льготного кредитования выглядят более прозрачно и приемлемо, как для автопрома, так и покупателей. Программы утилизации напротив, создают почву для злоупотреблений, а также требуют постоянного контроля и дополнительных расходов на администрирование.