Отходы.Ру
RSS Глобальные вопросы управления отходами

Экосовет при главе Ленобласти предложил вывозить опасные отходы в другие регионы

Специалисты считают, что вывоз промышленных отходов обойдется дешевле, чем строительство нового завода по утилизации

Экологический совет при губернаторе Ленинградской области предложил вывозить опасные промышленные отходы, образующиеся на предприятиях Санкт-Петербурга и Ленобласти, в другие регионы.

В резолюции экосовета, принятой в среду, говорится, что проект создания перерабатывающего производства на полигоне токсичных отходов Красный Бор в Тосненском районе области следует "считать нецелесообразным до момента рассмотрения "нулевого варианта" переработки отходов, заключающегося в данном случае в вывозе отходов на уже действующие за пределами Ленинградской области предприятия".

Как пояснил председатель совета Юрий Шевчук, "то, что не может быть переработано и должно быть обязательно уничтожено - это 4-5 тысяч тонн, примерно один железнодорожный состав в год. Вывезти его - хоть в Финляндию, на производство в Рийхимяки, хоть на Урал, хоть в Китай - сложности не представляет. Можно спросить, сколько это будет стоить, но понятно, что строить завод выйдет всяко дороже".

В то же время экосовет поддержал создание производства по переработке уже накопленных на полигоне токсичных промышленных отходов - они оцениваются примерно в 1,8 млн тонн. По мнению Шевчука, "построить завод по утилизации хранящихся на полигоне отходов - задача непростая, но решить ее необходимо в ближайшее время". Он подчеркнул, что есть возможность получения федерального финансирования на этот проект в рамках федеральной целевой программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба 2014 - 2025 годы".

О полигоне

Дискуссии о судьбе полигона Красный Бор между общественными организациями и властью, Санкт-Петербургом и Ленобластью вспыхнули с новой силой, когда 9 декабря Росприроднадзор вновь выдал полигону лицензию на прием и размещение токсичных промышленных отходов. До этого целый год полигон не работал, поскольку в конце января 2014 года у него закончился срок действия лицензии. Депутаты профильной комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга поддержали это решение и высказались за скорейшее возобновление его работы на прием вновь образующихся отходов. Губернатор области Александр Дрозденко, в свою очередь, заявил, что будет обращаться в прокуратуру и суд об отмене лицензии.

В Липецкой области в систему обращения с отходами планируется вложить 1,8 млрд рублей

Для улучшения водоснабжения городов и сел Липецкой области в 2014 году из областного бюджета выделено на 15% больше средств, чем в прошлом — 155 млн рублей. Как сообщили в пресс-службе администрации, эти меры решили проблемы с качеством воды и обеспечением коммунальных услуг в 21 населенном пункте.

Полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения переданы с муниципального уровня на региональный. Муниципальные объекты передаются в систему ОГУП «Липецкий областной водоканал». Предприятие уже обслуживает десять муниципальных районов.

«Централизация управления — это единая техническая, экономическая и финансовая политика. Такую задачу перед отраслью поставил глава региона Олег Королев», — рассказал накануне на брифинге для региональных СМИ начальник областного управления ЖКХ Александр Храбрых. Он добавил, что Липецкая область остается одним из немногих регионов, где в эту сферу вкладываются бюджетные средства, что дает возможность обновлять водопроводные сети и бурить новые скважины.

В сфере переработки отходов также идут процессы централизации. Строительство полигонов ТБО по всем муниципалитетам планируется завершить в течение трех лет. Завершается строительство полигонов в Долгоруковском и Тербунском районах. Регион начинает реализацию концессионного соглашения по созданию единой системы переработки отходов. Инвестор направит 1,8 млрд рублей в строительство двух современных полигонов, заводов по сортировке и переработке мусора.

При использовании механизмов государственно-частного партнерства формируется и система водоотведения. Недавно введена в эксплуатацию вторая очередь очистных сооружений в Лебедяни, где используются современные технологии. Качество сточных вод, после очистки поступающих в Дон, оказалось выше обычной речной воды.

На Камчатке разработают госпрограмму утилизации отходов

Разработать государственную программу по вопросу размещения и утилизации отходов поручил губернатор Камчатки Владимир Илюхин в ходе выездного заседания координационного совета глав муниципальных образований края, которое прошло накануне в Палане, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в правительстве региона.

«Куда девать мусор? Эта тема очень важная для нас. Но для маленьких районов, как наш, полигон — не выход, тем более, если высокая ветровая нагрузка», — рассказала глава администрации Алеутского района Светлана Арнацкая.

По мнению Владимира Илюхина одним из программных мероприятий программы должна стать разработка типового проекта строительства завода по утилизации бытовых отходов для муниципальных образований края. «Вносите предложения. Как вариант, нам необходимо типовое решение, чтобы мы могли без особых проблем и больших финансовых затрат возвести подобные заводы в районах края, особенно это касается Корякии», — сказал Владимир Илюхин.

Губернатор определил срок для подготовки проекта госпрограммы — апрель 2015 года.

Крыму могут разрешить самостоятельно регулировать отношения в области недр и отходов

В Госдуме завершается работа над законопроектом, который предоставит властям Республики Крым и Севастополя возможность собственными законодательными актами регулировать правоотношения в области недропользования и в сфере обращения с отходами до 2017 года. Об этом в ходе второго Российского промышленно-экологического форума "РосПромЭко-2014" сообщил представитель в Совете Федерации от Госсовета Крыма Сергей Цеков, сообщает "Крыминформ" со ссылкой на пресс-службу сенатора.

Цеков отметил, что в сфере обращения с отходами в Крыму сложилась тяжелая ситуация. Большинство полигонов ТБО исчерпали свои возможности, особенно катастрофическое положение сложилось в Симферополе, Ялте, Судаке и Феодосии. "6 ноября мы совместно с комитетом Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству, с участием депутатов Госсовета РК одобрили существенную поправку к 6-му федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 года, суть которой в предоставлении возможности регулировать правоотношения в области недропользования и в сфере обращения с отходами законодательством Республики Крым и города Севастополя по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и только в период до 1 января 2017 года", - сообщил сенатор.

Он пояснил, что необходимость определения особенностей регулирования правоотношений в указанных сферах региональным законодательством "обусловлена отсутствием в Крыму инфраструктуры по переработке отходов, которая бы соответствовала требованиям законодательства РФ". "Мы продолжаем совместно с нашими думскими коллегами и депутатами Госсовета Крыма на законодательном уровне мониторить эту проблему, поскольку считаем, что важнейшим инструментом, обеспечивающим предотвращения загрязнения окружающей среды, минимизацию угроз биологическому разнообразию и природным ресурсам, является действенное нормативно-правовое обеспечение ресурсосбережения, сохранения и восстановления при осуществлении хозяйственной деятельности", - отметил Цеков.

Он добавил, что, по его мнению, в целом российское законодательство, регулирующее отношения в области стимулирования применения малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования, повторного вовлечения отходов в хозяйственный оборот, не в полной мере отвечает потребностям времени и нуждается в системном совершенствовании и модернизации. "Это служит одним из препятствий к экологической модернизации российской экономики", - заключил сенатор.

Эксперты: США оплачивают выгодную для них деятельность российских экологов

Центр изучения региональных проблем (ЦИРП) привёл данные, согласно которым некоторых российских экологов поддерживает американский благотворительный фонд Global Greengrants. За всё время работы он выдал общественным российским организациям 822 гранта. Для сравнения, количество грантов, выданных в Китае – 512, в Индии – 316.

Как сообщается на сайте ЦИРП в статье под названием «Американцы оплачивают экологический пиар против России», именно Global Greengrants выделил деньги на создание организаций, выступающих против строительства газопровода «Алтай» для поставок газа из Западной Сибири в Китай. Поводом для возмущения экологов стали планы двух стран провести трубопровод через территорию плоскогорья Укок, включённого в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО и населённого редкими животными, в частности, одними из последних снежных барсов на Земле.

По мнению ЦИРП, однако, Global Greengrants оказывает финансовую поддержку таким организациям, как Межрегиональная Коалиция общественных и научных организаций «Сохраним Укок», поскольку США «не устраивают» перспективы обретения Россией независимости от европейского газового рынка и укрепления Китаем своей энергетической безопасности. Проект газопровода предусматривает поставку 30 миллиардов кубометров газа в год на начальном этапе, а в дальнейшем – до 100 млрд кубометров в год.

Центр добавляет, что на Алтае к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ за несоответствие цели въезда, заявленной в визе, фактической цели пребывания в России привлекли директора американского экологического фонда The Altai Project Дженнифер Кастнер. После её визита алтайские экологи «заметно активизировались» в противодействии строительству газопровода, сообщает ЦИРП со ссылкой на газету «Сибирь: Момент истины». По данным Центра, организации, выступающие против строительства, лишь «прикрывают энергетические и геополитические интересы своих спонсоров экологической риторикой».

«При этом силы экологов отвлекаются от реальных проблем. Например, такими фондами не финансируются проблемы загрязненности крупных городов, проблемы стихийных свалок, проблемы разливов на подводящих трубопроводах с частных компаний. Создается впечатление, что фонд интересует только инфраструктурные проекты, то есть кампании, направленные против развития территории, против развития страны», — отмечают в ЦИРП.

Мэрия Сыктывкара заручилась поддержкой природоохранной прокуратуры в борьбе со свалками

За 2013–2014 годы столичная администрация, природоохранная прокуратура и другие контролирующие органы обнаружили 136 стихийных свалок, но привлечь кого-то к ответственности за их появление практически невозможно.

Первый заместитель руководителя администрации Сыктывкара Магомед Османов рассказал, что мэрия постоянно занимается ликвидацией таких свалок. На межведомственном совещании при сыктывкарском природоохранном прокуроре, состоявшемся 23 декабря, он заявил, что ежегодно из городской казны на это выделяют миллионы рублей. Однако работа контролирующих органов, которые в праве искать нарушителей и привлекать их к ответственности, серьезных результатов пока не дает. При этом другие ведомства практически не ведут работу по поиску нарушителей.

По словам сыктывкарского природоохранного прокурора Юрия Гудкова, за 2014 год сотрудники прокуратуры нашли 57 свалок и по каждой из них были вынесены иски с требованием обязать виновников их ликвидировать. Практически по всем случаям уже вынесены положительные решения.

Итогом совещания стала договоренность мэрии и природоохранной прокуратуры о взаимодействии в поисках виновных в появлении несанкционированных свалок и привлечении их к ответственности.

Напомним, в июне Госсовет принял несколько законов, предусматривающих введение штрафов за нарушение правил благоустройства населенных пунктов. Например, за «загрязнение бытовыми отходами территории населенных пунктов в общественных местах, на объектах благоустройства, придомовых территорий, территорий, прилегающих к объектам проведения строительных, ремонтных, восстановительных работ, влечет наложение штрафов размере от 3 тысяч до 4 тысяч рублей для граждан, 10-25 тысяч рублей — для должностных лиц, 100-200 тысяч — для юридических лиц.

Кроме того, составление протоколов об административных правонарушениях было переложено с полицейских на сотрудников органов местного самоуправления.

В июле в столице Коми депутаты одобрили новые правила благоустройства города, а позже было решено, что следить за их соблюдением будут контролеры. Однако с июня так никто и не был наказан за совершенные нарушения: дело в том, что протоколы направлялись в государственную жилинспекцию, которая и должна была принимать решение о наказании, но так ничего и не сделала, так как ведомство находилось в процессе реформирования. Такой подход не совсем устраивал мэрию – глава администрации Иван Поздеев недавно заявил, что появление административных комиссий позволит наказывать нерадивые управляющие компании и горожан. «Хочу отметить, что главное для нас не собрать деньги, а иметь рычаги воздействия на людей, которые должны свою работу выполнять хорошо», — добавил И.Поздееев.

В конце октября в Сыктывкаре начали штрафовать горожан за несоблюдение правил благоустройства. Мировые судьи вынесли несколько положительных решений. В числе первых были наказаны горожане за нарушение запрета на выгул домашних животных в неустановленных местах, а также без поводка и намордника.

Чиновники и депутаты: Проблема опасного полигона «Красный бор» требует совместных решений Петербурга и Ленобласти

На заседании комиссии по экологии и природопользованию петербургского парламента председатель профильного комитета администрации мегаполиса Валерий Матвеев представил проект строительства завода по переработке опасных отходов на полигоне «Красный Бор» (Тосненский район Ленинградской области, юрисдикция Санкт-Петербурга). Как сегодня, 24 декабря, сообщили в пресс-службе Смольного, это очередная инициатива должна приблизить Санкт-Петербург и Ленинградскую область к решению обсуждаемой долгое время проблемы.

«Основная цель строительства завода — снижение негативного экологического воздействия полигона „Красный Бор“ на окружающую среду. На сегодняшний день на полигоне объём накопленного экологического ущерба составляет порядка полутора миллионов тонн опасных отходов», — сказал Матвеев.
Он отметил, что на начальном этапе эксплуатации завода планируется обезвреживать порядка 20 тысяч тонн отходов, поступающих на полигон, а остальные 20 тысяч тонн — это переработка накопленных отходов из хранилищ.

При выборе технологии обезвреживания отходов проводился сравнительный анализ по технологическим, экологическим и экономическим аспектам. Одним из решающих факторов в выборе соответствующей технологии был качественный и морфологический состав отходов. Кроме того, был сделан обзор действующих установок, работающих в данной области в России и в других промышленно развитых странах.

«Основной технологией переработки на заводе станет сжигание во вращающейся печи», — сказал Валерий Матвеев.
Он подчеркнул, что именно в таких печах сжигают опасные отходы почти на всех заводах в развитых странах. Эта технология имеет ряд преимуществ. Происходит значительное сокращение веса и объёма (80-90%) исходных материалов.

Также технология позволяет внедрить высокий уровень автоматизации процесса и снизить до минимума влияние человеческого фактора. Капитальные эксплуатационные затраты по сравнению с плазменной технологией меньше на 70%.
«Сжигание опасных отходов представляет собой только один технологический этап. На сегодня гораздо большее значение имеет очистка дымовых газов. На новом предприятии предусмотрена 4-ступенчатая система очистки», — сказал Матвеев.

Председатель комитета подчеркнул, что анализ результатов выбросов будет регистрироваться в компьютере и в режиме онлайн отображаться на мониторе автоматизированной системы управления технологическими процессами.

Граждане, а также инспектирующие органы будут иметь возможность получать информацию в режиме реального времени о выбросах на информационном табло, установленном на полигоне, а также на сайте комитета.

«Считаем, что в результате совместной работы комитета по природопользованию и экспертов научно-технического совета была выбрана оптимальная технология обезвреживания опасных отходов на полигоне», — сказал Валерий Матвеев.

На заседании была предложена идея создания совместной группы по разработке проекта закона, который бы позволил контролировать обращение опасных отходов на территории Санкт-Петербурга. Председатель комитета эту идею поддержал.
Вместе с тем, эксперты Ленобласти напоминают, что «долгоиграющая» проблема «Красного Бора» требует совместных решений двух регионов.

Как ранее сообщали, получение полигоном лицензии на обращение и утилизацию отходов 1-2-3-го классов опасности вызвало новый виток дискуссии о том, как должно развиваться это, возможно, наиболее химически опасное из всех производств двух регионов.

Против создания производства по переработке накопленного объёма отходов возражений нет ни у общественности, ни у власти. Споры идут о технологии переработки, которая, согласно новым изменениям в природоохранном законодательстве, должна быть «наилучшей из доступных» и финансовых потоках.

Вместе с тем, население прилегающих к полигону городов и посёлков активно выступает против какой бы то ни было иной деятельности в «Красном Бору», кроме переработки уже накопленных там отходов, так как это будет препятствовать рекультивации полигона.

Председатель межмуниципальной инициативной общественной экологической группы МИГ Виктория Маркова недавно направила письмо губернатору Санкт-Петербурга с предложениями найти вместе с правительством Ленинградской области иное место для создания такого производства, если уж его так необходимо иметь на территории региона.

Партпроект «Экология России» поставил новые задачи

Теперь существенно повышается роль субъектов Российской Федерации по созданию системы обращения с отходами

Сегодня во втором и третьем чтении депутатами Госдумы были приняты поправки к проекту федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».

Партпроект «Экология России» принимал активное участие в работе над законопроектом, который закрепляет принципиальные положения, необходимые для развития и повышения эффективности отрасли по обращению с отходами в Российской Федерации.

Теперь существенно повышается роль субъектов Российской Федерации по созданию системы обращения с отходами. Каждый субъект Российской Федерации обязан подготовить Региональные и инвестиционные программы, территориальные схемы обращения с отходами. Сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, и захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации будет осуществляться региональными операторами.

Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора будут посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий направляться в субъекты Российской Федерации:

- на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами, на покрытие расходов по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов от использования товаров, на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

- на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.

Основной задачей партпроекта «Экология России» в 2015 году станет содействие в реализации нового Федерального закона «Об отходах производства и потребления».


Рынок управления отходами

Началась консолидация отрасли. Появились крупные отечественные инвесторы, подготовлены большие амбициозные проекты. Совокупный объем заявленных инвестиций в отрасль управления отходами, по нашей оценке, превысил 50 млрд руб. Еще столько же заявлено в рециклинге. Пожалуй, это больше, чем в любом другом коммунальном бизнесе.

Госдума обсудит включение вывоза мусора в счет коммунальных платежей

Сегодня, 23 декабря, Государственная дума РФ обсудит во втором чтении законопроект о вывозе мусора. Плата за вывоз, переработку и размещение отходов будет включена в счет коммунальных платежей.

При переводе вывоза мусора из состава платы за содержание помещения в коммунальную услугу появляется возможность установить плату с человека, а не с квадратного метра, как это происходит в настоящее время, заявил ранее зампред комитета Госдумы по ЖКХ Павел Качкаев.

Отметим, что законопроект вызвал большой резонанс в СМИ, многие эксперты отмечали, что с принятием закона счет за услуги ЖКХ вырастет до 15%. Сейчас граждане платят только за вывоз мусора. За переработку и размещение на полигонах плата взимается лишь в некоторых регионах.

Как следует из подготовленного ко второму чтению законопроекта, к полномочиям субъектов РФ относится, в частности, разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Также регионы должны установить правила деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением. Кроме того, субъекты Федерации установят нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также утвердят предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Так, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ осуществляется региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном правительством РФ. При этом статус регионального оператора присваивается на срок не менее десяти лет. Юрлицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.

«Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ уполномоченными в области регулирования тарифов», следует из законопроекта.

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются затраты регионального оператора на обработку, утилизацию твердых коммунальных отходов.

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в порядке и по критериям, которые установлены основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, определенными правительством РФ.

Есть положения, касающиеся собственников домов. Так, собственник жилого дома или части жилого дома «обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», говорится в законопроекте.

« 1 ... 104 105 106 (107) 108 109 110 ... 254 »