Отходы.Ру

В Госдуме обсудили экологические и законодательные аспекты развития целлюлозно-бумажной промышленности

2 апреля 2015 года Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел круглый стол на тему: «Основные направления развития целлюлозно-бумажной промышленности России. Экологические и законодательные аспекты».

Открывая заседание, депутат Олег Лебедев обратил внимание на то, что доля лесопромышленного комплекса в экономике в настоящее время невелика. За 25 лет не было построено ни одного нового целлюлозно-бумажного комбината. Необходимо развитие глубокой переработки древесины, но как найти баланс между развитием отрасли и сохранением экологического баланса территорий?

Заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Михаил Клинов заметил, что защита, охрана, использование лесных ресурсов зависит от состояния лесоперерабатывающей промышленности, которое, в свою очередь определяется уровнем спроса на древесину различных категорий. Целлюлозно-бумажная промышленность – сложная отрасль с точки зрения воздействия на окружающую среду, и есть соблазн исключить экологический ущерб, отказавшись от строительства новых предприятий. Но действенней будет строить, используя современные технологии, которые позволяют, развивая промышленный потенциал, обеспечивая социальное развитие территорий, сохранять высокий уровень экологической безопасности.

По мнению заместителя директора Департамента химико-технологического и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Александра Орлова, лесопромышленный сектор в настоящее время выглядит уверенно, заметен прирост производства, увеличился экспорт, как в натуральном, так и в стоимостном измерении. В качестве мер по обеспечению устойчивого развития отрасли Министерство проводит мероприятия по двум направлениям – антикризисные меры и импортозамещение. Из антикризисных мер особое значение придается субсидированию затрат на уплату процентов по кредитам на пополнение оборотных средств. Для поддержки импортозамещающих проектов планируется использовать льготное кредитование за счет фонда развития промышленности и программы проектного финансирования, субсидирование затрат на НИОПР в рамках комплексных инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета и субсидирование процентной ставки.

Заместитель губернатора Вологодской области Николай Гуслинский поделился опытом создания на территории области лесопромышленного кластера по глубокой переработке древесины. Была принята областная программа развития лесопромышленного комплекса до 2020 года, создана система управления лесным хозяйством, разработана нормативно-правовая база, организована подготовка специалистов. Первым шагом стало создание на территории области крупного инвестиционного проекта - целлюлозного комбината мощностью около 1 млн. тонн целлюлозы в год, объемом более 2 млрд. долларов. При выходе на проектную мощность предприятие будет потреблять около 5 млн. тонн низкосортной древесины ежегодно. В перспективе – создание особой экономической зоны, осуществление иных проектов в сфере лесопереработки. При этом проект находится под строгим экологическим контролем как со стороны органов исполнительной власти, так и со стороны профессиональных экспертов, а также общественности.

Участник описанного Н.Гуслинским проекта, заместитель генерального директора «СВЕЗА-лес» Борис Френкель, обратил внимание на то, что несмотря на развитие электронных средств коммуникации, мировой рынок бумаги растет, а значит, спрос на продукцию из целлюлозы есть. Более того, для его удовлетворения в мире необходимо строить один крупный завод в год. У России в этой сфере есть заметное преимущество за счет невысокой стоимости сырья, и в Вологодской области этот фактор реализуется в полной мере. От проекта ожидается и социально-экономическая эффективность. В процессе создания ОЭЗ поставщики товаров и услуг получат около 26 млрд. рублей, на пике строительства будет задействовано порядка восьми тысяч работников. Когда же зона начнет функционировать, она будет приносить региону более 15 млрд. рублей ежегодно и даст не менее семи тысяч постоянных рабочих мест. Б.Френкель особо подчеркнул, что предприятия проектируются на основе современных технологий, их воздействие на окружающую среду соответствует самым строгим мировым стандартам.

Руководитель проекта «Пеуру Рус» Иван Андреев обратился в своем выступлении к теме «наилучших достигнутых технологий», которые сочетают экологическую безопасность и экономическую эффективность. На конкретных примерах эксперт показал, что применение наилучших технологий в сфере целлюлозно-бумажного производства не только в разы снижает вредное влияние на окружающую среду, но и приносит экономический эффект благодаря повышению качества продукции.

Член Общественной палаты Виктор Грачев обратил внимание на то, что осуществление таких крупных проектов - это всегда резонансное событие, вызывающее много вопросов, поэтому необходимо, чтобы общественные обсуждения не превращались в формальность.

Генеральный директор Центрального научно-исследовательского института бумаги Евгений Тюрин считает снижение инвестиций в отрасль тревожным фактором. Увеличиваются транспортные, сырьевые, энергетические затраты, а цены на продукцию не растут. Если крупные предприятия успели провести мероприятия по модернизации, то на мелких и средних вопрос рентабельности производства стоит очень остро. Между тем, таким предприятиям тоже необходима поддержка, так как есть немало продукции, объем производства которой невелик, а значимость высока, и экономически эффективнее производить такие товары на небольших комбинатах. Инновационные продукты и технологии тоже сначала выгоднее опробовать на производствах с небольшим объемом.

Руководитель «Лесной программы» Всемирного фонда дикой природы Николай Шматков обратился к теме экологической устойчивости лесозаготовок. Появление целлюлозно-бумажного комбината неизбежно приведет к воздействию на лес, но это воздействие, по мнению Н.Шматкова, может быть позитивным, если предприятие будет отдавать должное внимание лесовыращиванию. Внедрение экологически устойчивых методов лесовыращивания, лесозаготовки и лесовосстановления приносит также экономическую выгоду за счет сокращения транспортных расходов, и новые лесообрабатывающие предприятия, в том числе – целлюлозно-бумажные комбинаты, должны стать пионерами в этом деле. Необходимы и так называемые вторичные лесозаготовки, то есть использование территорий, на которых уже велись вырубки, с другой стороны важно законодательно закрепить ненарушаемые лесные территории.

Научный руководитель Института консалтинга экологических проектов Александр Косариков заметил, что несмотря на то что в современном мире экологичность производства напрямую связана с его конкурентоспособностью, для России экологический менеджмент в значительной степени остается имитацией. А между тем не только строительство предприятия, но и дальнейшее управление должно вестись в экологическом ключе. Для этого публичную отчетность по международным стандартам, которая включает и оценку экологических компонентов, нужно сделать обязательной для всех предприятий целлюлозно-бумажной отрасли.

Вице-президент РАО «Бумпром» Владимир Горшков обратил внимание на то, что хотя примеры перевода предприятий ЦБП на экологические технологии есть, это в основном комбинаты с иностранным участием. В целом же положение отрасли остается непростым, непродуманные реформы 90-х, с разрушением технологических связей и ликвидацией централизованного управления, серьезно отбросили ее назад. Для обеспечения развития необходима переориентация банковской системы в интересах промышленного бизнеса, инвестиционная поддержка инфраструктуры, госгарантии инвестиций в крупные проекты, восстановление научного потенциала и системы подготовки кадров.

Ведущий научный сотрудник Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Сергей Никоноров для развития отрасли необходимо построение новой инвестиционной модели между федеральным и региональным уровнями, бизнесом. Также С.Никоноров выдвинул идею межрегионального взаимодействия, то есть при строительстве крупного предприятия необходимо создавать смежные производства в соседних регионах.

Вице-президент РАО «Бумпром» Виктор Веселов обратился к теме нормативно-правового обеспечения целлюлозно-бумажной отрасли. По мнению эксперта, здесь важны не только принятие документов на федеральном уровне, но и разработка новых, учитывающих современные требования, отраслевых стандартов.

Председатель правления ассоциации специалистов бумажной отрасли Александр Чухлебов обратился к проблеме кадрового обеспечения современного целлюлозно-бумажного производства. К сожалению, отрасль непривлекательна для молодых специалистов, немногие после окончания учебного заведения идут работать по специальности. Между тем, кадровый голод в этой сфере значителен, а учитывая перспективы развития отрасли, создания новых предприятий, он будет увеличиваться. Необходимо регулярное взаимодействие предприятий с учебными заведениями, их участие в подготовке специалистов.

Директор по развитию Центра биоэкономики и экоинноваций экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Петр Кирюшин продолжил тему подготовки кадров с точки зрения воспитания экологического мышления. По мнению эксперта, важно еще во время обучения дать возможность молодым людям участвовать в реальных проектах ориентированных на устойчивое развитие, создание «зеленой» экономики, воспитание ответственного потребления.

Председатель правления Лиги переработчиков макулатуры Анатолий Сафронов перечислил конкретные меры, которые необходимо принять для развития вторичной переработки бумаги. Это временный запрет на экспорт макулатуры, отмена запрета на закупку макулатуры у физических лиц, отмена НДС и НДФЛ на сбор макулатуры. А.Сафронов с одобрением отозвался о принятых в прошлом году поправках к закону «Об отходах производства и потребления», но обратил внимание, что для его эффективного применения необходимо принятие подзаконных актов.

Профессор МГУ им. М.В.Ломоносова Владимир Морозов предложил схему отчетности, которая должна включать оценку натурально-производственного, экономического, социального, организационно-политического и научно-экологического компонента. По мнению ученого, такая единая схема позволит оценивать эффективность и динамику развития как отдельных предприятий, так и отрасли в целом.

Петербургский эколог: Стихийные свалки обнаруживаем два-три раза в месяц

Благодаря вмешательству общественников закрыта незаконная свалка в деревне Мяглово Всеволожского района Ленинградской области

«Нам и коллегам из ведомств, которые мы привлекали, удалось добиться победы — незаконная свалка в деревне Мяглово Всеволожского района Ленобласти закрыта», — сообщил 7 апреля, председатель межрегиональной экологической общественной организации «Зелёный фронт» Сергей Виноградов.

«По результатам нашего последнего выезда накануне подтверждаем, что все въезды на свалку перекрыты, деятельность по размещению отходов прекращена. Теперь ожидаем окончательных результатов проверок и надеемся, что виновных обяжут рекультивировать земельные участки и возместить вред, нанесённый почве», — отметил он.

В адрес организации поступили ответы из разных инстанций, которые подтверждали, что отходы незаконно размещались в Мяглово на участке сельскохозяйственного назначения.

В частности, чиновники комитета государственного экологического надзора Ленинградской области сообщили, что совместно с межрайонной природоохранной прокуратурой с 19 по 27 марта провели контрольно-надзорные мероприятия, направленные на пресечение организации несанкционированного приёма и размещения отходов на территории деревни.

19 марта было задержано шесть грузовых автомобилей, осуществляющих транспортировку и разгрузку отходов на территории земельных участков. Подтвердилось, что были завезены бой бетонных конструкций, арматура, доски, сантехника без наличия необходимой в таких случаях документации.

«Задержанные привлечены к административной ответственности. Транспорт отправлен на штрафстоянку. В настоящее время устанавливается причастность юридических лиц к организации несанкционированной свалки и мера вины собственников захламлённых участков», — поясняет Сергей Виноградов.

В Управлении Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области экологам сообщили, что в отношении собственников земельных участков вынесены постановления о назначении административного наказания, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа на общую сумму 2000 рублей.

«Штраф небольшой, но надеемся, что и эта мера ответственности заставит наказанных задуматься, к чему ведёт их бездействие, — считает руководитель „Зелёного фронта“, — К сожалению, такие случаи на территории Петербурга и Ленинградской области не редки — в среднем параллельно мы занимаемся двумя-тремя такими случаями ежемесячно».

В Смоленской области выделили 30 млн. рублей на завершение строительства полигона ТБО

Об этом сообщил на брифинге начальник департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Роман Захаров.

По словам чиновника, полигон в Хиславичском районе будет введен в эксплуатацию уже в этом году.

В 2014-ом в Смоленской области достроили полигон ТБО в Ельнинском районе.

А в рамках программы «Строительство полигонов твердых бытовых отходов на территории муниципальных образований Смоленской области» на 2014-2020 годы планируют построить полигоны в Велижском и Темкинском районах.

Единственный официальный полигон ТБО в Омской области работает с нарушениями закона

Омский Роспотребнадзор обратился с исковым заявлением в суд, чтобы приостановить деятельность официально действующей омской свалки в Надеждино. На полигоне выявлены те же нарушения, что и на Ленинской и Кировской свалках.

Полигон ТБО в Надеждино, единственная официально действующая в Омске свалка мусора, работает с нарушениями природоохранного законодательства. Роспотребнадзор выявил ряд несоответствий закону и подал в суд на ЖКХ «Сервис» (собственник полигона) с требованием признать деятельность компании незаконной.

Ранее закрыли Ленинский и Кировский полигоны ТБО, лишив их лицензии. Сейчас единственный полигон, который имеет право принимать, накапливать и перерабатывать мусор, — полигон в Надеждино, работающий в 20 км от города, за заводом СК. Однако теперь Роспотребнадзор нашел на надеждинском полигоне те же нарушения, что ранее были выявлены на двух других полигонах.

Так, территория полигона не соответствует проектной документации, акт ввода полигона в эксплуатацию отсутствует, а сам надеждинский полигон не числится в государственном реестре. Также на территории не построен ряд необходимых сооружений: нет системы дегазации и сетчатого ограждения высотой 2 метра, отсутствует водоотводная канава, площадка для хранения полигонной техники и другие необходимые постройки.

Роспотребнадзор в суде требовал признать деятельность ООО «ЖКХ «Сервис» незаконной и обязать компанию приостановить хозяйственную деятельность полигона. Однако Советский районный суд дал ЖКХ «Сервис» время на устранение недостатков и разрешил функционировать.

Череповчанам предложили бесплатно избавиться от старых покрышек

Традиционную акцию в рамках городского субботника запустила организация ООО «ЭкоЦентр». В период проведения весеннего двухмесячника предприятие примет на утилизацию вышедшие из строя покрышки.

Старые шины сдают не только организации, которые таким образом экономят, избавляясь от опасных отходов бесплатно, но и частные лица, рассказывает исполнительный директор ООО «ЭкоЦентр» Алёна Пименова:

«Отработанные покрышки являются опасным отходом, их относят к четвертому классу опасности, так что размещать на полигонах ТБО их запрещено, необходимо утилизировать или перерабатывать. Шины легко воспламеняются, содержат металл, который наносит вред окружающей среде в процессе разложения. После разделения на компоненты покрышки можно использовать как вторсырье. В природе они разлагаются до 100 лет».

На предприятии из старых покрышек производится безопасное сырье, плитка для спортивных стадионов, детских площадок и дачных дорожек.

В Белгородской области штраф за слив отходов увеличат до миллиона рублей

У администрации Белгородской области может появиться официальный «черный список».

Правительство Белгородской области планирует оборудовать машины, вывозящие жидкие бытовые отходы, навигационными системами и увеличить штрафы за несанкционированный слив жидких бытовых отходов (ЖБО). Как сообщили в пресс-службе администрации области, это вопрос обсуждали на заседании «малого» правительства 6 апреля.

Исполняющий обязанности руководителя администрации губернатора области Владимир Жданов сообщил, что по поводу функционирования системы сбора ЖБО существует регламент взаимоотношений между ГУП «Белводоканал», частными перевозчиками и потребителями услуг. Однако в этой сфере работают частные лица, стоимость услуги не фиксирована и не регламентирована, а сами отходы нередко сливаются в несанкционированные места. В Белгороде и прилежащих населенных пунктах ЖБО вывозит около 80 автомобилей. Оборот этой деятельности в месяц, по подсчетам администрации, составляет около 40 млн рублей.

Чтобы наладить контроль за этой сферой, Жданов предложил каждую машину, оказывающую услуги по вывозу ЖБО, оборудовать системой «ГЛОНАСС». Также прозвучало предложение увеличить штрафы за слив отоходов в несанкционированных местах для физических лиц с одной до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — с пяти до 50, для юридических лиц — с 40 тысяч до миллиона рублей.

Департаменту природопользования и охраны окружающей среды и главам городов и районов губернатор Евгений Савченко поручил составить четкий план действий в данном направлении. Также Савченко высказался о необходимости наладить систему обратной связи с населением по вопросам, касающимся экологических нарушений — пожогов сухой травы, несанкционированных сливов ЖБО, вывоза мусора в лесополосы: «Прошу организовать работу колл-центра или раздела на сайте по типу „Черного списка“, пусть люди туда обращаются, направляют туда видеофиксации различных нарушений. Пусть у жителей области будет такая возможность».

В Волгоградской области приступили к операции «Отходы-2015»

В регионе стартовали регулярные рейды по ликвидации несанкционированных свалок: специалисты комитета природных ресурсов Волгоградской области до середины мая начали работу по выявлению скопищ мусорных отходов и их виновников, как гражданских, так и юридических лиц.

– В отношении нарушителей будут составлены административные протоколы, – сообщили «Социнформбюро» в пресс-службе администрации области, – в это же время во всех населенных пунктах региона начнутся субботники и акции по благоустройству. По закону за сбор и регулярный вывоз мусора персональную ответственность несут органы местного самоуправления. Власти региона предупредили, – информацию о найденных помойках, а, следовательно, о неисполнении своих обязанностей главами, инспекторы будут направлять сразу в прокуратуру.

За прошлый год операция «Отходы» вскрыла свыше 1120 замусоренных территорий, а это больше 224 гектаров. Как и следовало ожидать, лидером по несанкционированным свалкам стал областной центр, именно в Волгограде таких скопищ было обнаружено более 200.

В Кунгуре на Ледяной горе открыта площадка под накопление ТБО

Совсем недавно власти города Кунгура с помпой анонсировали новый полигон для захоронения твердых бытовых отходов. Даже тарифы новые утвердили в сторону увеличения за вывоз ТБО. К примеру для владельцев жилья в многоквартирных домах тариф увеличился на 50 процентов.

Сегодня стало известно, что возле нового кладбища на ледяной горе с общей границей старой свалки образована новая — для размещения площадки накопления отходов пятого класса опасности выделен участок общей площадью более двадцати пяти тысяч квадратных метров.

Земельный участок 59:08:1801001:314, имеет адрес: Пермский край, г. Кунгур, Березовский тракт, 3 км. Кто эксплуатирует площадку (де факто — свалку) неизвестно. Вероятно, в ближайшее время по данному факту будет проведена проверка компетентными органами.

Несколько компаний предложили Севастополю технологии глубокой переработки ТБО - губернатор

Несколько компаний предложили Севастополю технологии глубокой переработки твердых бытовых отходов /ТБО/. Об этом заявил губернатор Севастополя Сергей Меняйло.

Он напомнил, что в Севастополе остро стоит вопрос складирования мусора, в связи с чем на первом этапе необходимо модернизировать полигон ТБО в Первомайской балке. "С последующим строительством завода по утилизации мусора через концессию", - уточнил Меняйло.

По его словам, "несколько компаний подали /в правительство города/ свои предложения, мы их рассматриваем".

Власти Севастополя реализуют комплекс мер по развитию полигона ТБО в Первомайской балке. В 2014 году началось строительство третьей карты полигона ТБО, которое закончится в 2015-м, что позволит на ближайшие 7-8 лет снять проблему складирования мусора.

Ранее бывший директор КП "Благоустройство" Карп Булатов заявлял о том, что третьей очереди полигона ТБО должно хватить для складирования мусора в течение 17-19 лет. Первые две исчерпали себя за 12 лет. Увеличение срока использования третьей очереди он объяснял внедрением новых технологий, в частности, за счет полного измельчения и брикетирования мусора. Кроме того, была подана заявка в комплексную целевую программу развития регионов РФ на строительство мусороперерабатывающего завода в Севастополе.

В течение последних двух лет прежняя городская власть изыскивала средства для расширения полигона ТБО в Первомайской балке.


Юрий Тарасенко: «Из-за консерватизма местных чиновников Омск продолжает утопать в мусоре»

Юрий Тарасенко, исполнительный директор ООО «Регион-55», рассказал «БК», что областные власти отвергают экологичный проект завода по утилизации отходов. Между тем, по его мнению, строительство этого объекта не только решило бы в Омске «мусорную проблему», но и привлекло в регион инвестиции в размере 5-6 млрд рублей.

– В нашем городе вот уже на протяжении нескольких лет довольно остро стоит проблема утилизации отходов. Именно поэтому наша компания разработала технологию, которая позволяет сделать это гораздо технологичнее и экологичнее.

– В чем ее суть?

– Идея не нова – технологии переработки отходов высокой температурой с подводом тепла плазмой, кислородом, лазером уже на протяжении 20 лет успешно используются во многих странах Европы и Канаде. Наш бизнес-проект подразумевает, что одновременно с переработкой мусора завод будет генерировать тепло- и электроэнергию гораздо экологичнее, чем это делают существующие ТЭЦ, работающие на угле и нефтепродуктах. То есть завод поддерживает концепцию альтернативных и возобновляемых источников тепло- и электро­энергии и мог бы, например, решить проблему с обеспечением теплом и электричеством Кировского округа. С появлением этого предприятия мы сможем утилизировать до 200 тысяч тонн отходов ежегодно. Необходимые инвестиции – 5-6 млрд руб. Мы разработали бизнес-проект, и у нас уже есть предварительное одобрение Внеш­экономбанка. Кроме того, своими активами нас поддерживают ­питерские и московские компании, которые я бы не хотел называть. Все коммуникации: присоединение к электросетям, источникам тепловой энергии, водоснабжению, в том числе и установку оборудования по нормативам согласующих организаций, мы произведем сами. Однако областные власти не торопятся поддержать эту уникальную разработку, аналогов которой еще пока нет ни в одном городе России.

– Почему? Вы рассчитываете на финансовое участие в проекте региональной власти?

– Для реализации проекта нам необходима поддержка региональных властей. Подчеркиваю, именно поддержка, а не деньги. Я подключал специалистов, с помощью которых разработал бизнес-проект, куда мы с моими парт­нерами уже вложили пять миллионов рублей собственных средств. Первого декабря 2014 года специально для его реализации я создал ООО «Регион-55» и начал обивать пороги чиновников. Однако подчиненные губернатора Виктора Назарова не спешат выполнять его поручения и указы президента от 7 мая 2012 года – о развитии регионов и о возобновляемых источниках энергии. Например, мин­имущества не предоставляет нам в долгосрочную аренду земельный участок в рамках государственно-частного партнерства. Существуют инвестиционные площадки, которые специально созданы для привлечения инвесторов. На совещании у первого заместителя министра имущественных отношений Омской области Аркадия Соловьева нам предложили выбрать земельный участок. В результате мы решили, что наиболее подходящей площадкой для строительства завода станет участок с кадастровым номером 55:36:190102:2977, расположенный в Кировском АО. В итоге нам наравне со всеми предложили по­участвовать в торгах. Мы согласились, однако и в этом случае мы не получаем никакой поддержки региона – насколько мне известно, торги планируется провести только во втором полугодии. А ведь чем дольше мы будем оттягивать этот процесс, тем дороже впоследствии нам обойдется строительство этого ­объекта. Замминистра экономики Омской области Расим Галямов также не реагирует на наши предложения, ссылаясь на то, что необходимо заключение соглашения о реализации инвестиционного ­проекта.

– Получается, что ваш проект не востребован в Омской области?

– По крайней мере, у меня складывается такое впечатление. А между тем мы теряем драгоценное время. Одновременно с Омской областью наш пилотный проект уже реализуется в Республике Крым. В отличие от омских чиновников, минэкологии Крыма совместно с минэкологии РФ по достоинству оценило внедряемую нами технологию утилизации отходов. ­Более того, минэкономразвития республики готово заключить соглашение о реализации инвестиционного проекта и предоставить земельные участки. Таким образом, в Крыму планируется построить сразу шесть таких заводов. Получается, что Омская область может отстать или совсем потерять инвестиции. Немало трудностей заключается еще и в том, что наш бизнес-проект противоречит применяемым в настоящее время технологиям – сейчас у нас делаются ставки на создание новых полигонов по утилизации отходов. Минприроды Омской области, рассмотрев обращение о размещении подобного объекта в регионе, усомнилось в его экологичности, несмотря на то, что эта технология получила одобрение в ФГБУ «ВНИИ природы» и имеется заключение «Эколого-технологической независимой академии», которая рекомендует проектирование и строительство в России заводов по плазменной переработке отходов.

– Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?

– 16 декабря 2014 года мы направили письмо в Корпорацию развития Омской области с просьбой сопровождать наш проект. И только спустя три месяца, 24 марта, заместители руководителя Корпорации сообщили, что не могут повлиять на выделение выбранного нами земельного участка без торгов, так как отсутствуют нормативные акты региона для реализации изменений Земельного кодекса от 1 марта 2015 года. В частности, в его новой редакции сказано, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без торгов допускается при строительстве важных инфраструктурных объектов. Наш проект как раз таковым и является. Поэтому я очень надеюсь, что запланированная встреча с генеральным директором Корпорации развития Омской области Вячеславом Федюниным поможет нам в реализации проекта.

« 1 ... 235 236 237 (238) 239 240 241 ... 656 »