Отходы.Ру

Когда начался процесс загрязнения природы: данные исследования

Всерьез о загрязнении природы стали думать лишь с наступлением промышленной революции, и традиционно считается, что и начался этот процесс — в глобальных масштабах — именно тогда. Однако, как показывает исследование группы американских гляциологов под руководством Паоло Габрьелли (Paolo Gabrielli) и Кьяры Ульетти (Chiara Uglietti) из университета Огайо, возможно, все началось на насколько столетий раньше. Результаты работы опубликованы в PNAS, сообщает официальный сайт института.

Ледник Келькайя, расположенный в перуанских Андах на высоте около 5500 м, интересен для исследователей тем, что благодаря климатическим особенностям он сохраняет данные о загрязнении прилегающих территорий. Это происходит благодаря чередованию сухого сезона и сезона дождей. Сезон дождей приносит в Анды очередную партию свежего снега, а сухой сезон, напротив, пыль из более низких областей. Таким образом ледник представляет собой своего рода слоеный пирог, что позволяет точно датировать появление того или иного вида загрязнения. Так, по данным ученых, загрязнение региона началось еще в I–II тыс. до н.э., когда в регионе появилась медная металлургия. Потом, ко времени расцвета инкской империи, добывавшей не только медь, но и серебро, загрязнение увеличилось, но все же оставалось сравнительно небольшим.

Но с приходом европейских колонизаторов и началом массовой разработки серебряных рудников в 1540-х годах ситуация существенно ухудшилась. Уровень вредных веществ, обнаруживаемых в слоях этого времени в леднике, удвоился. Это связано с отличающейся от индейской технологией добычи и выплавки, требующей использования больших объемов свинца и ртути. Крупнейшим рудником этого времени можно назвать Потоси, расположенный к югу от ледника в Боливии. Такой высокий уровень загрязнения несколько снизился в XIX веке — из-за того, что в это время происходила борьба за независимость и странам было не до развития промышленности.

Однако ученые подчеркивают, что каким бы высоким не был уровень доиндустриального загрязнения, XX век несопоставим с ним по объемам. Также гляциологи сравнили данные о загрязнении ледников по всему земному шару и пришли к выводу, что, хотя в настоящее время нет ни одного «чистого» ледника, время начала их загрязнения было не одновременным и сильно различается по силе. Меньше всего загрязнены ледники Антарктиды, где сколько-то ощутимые примеси появились только в начале XX века.

Губернатор Челябинской области взял под личный контроль чистоту воздуха

Мы болеем не от вирусов, а от выбросов. Такое заявление сегодня на совещании по проблемам экологии сделал губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

Эксперты в области экологии, представители контролирующих органов, общественники и представители крупных заводов региона. Впервые губернатор собрал всех вместе, чтобы выяснить, кто виноват в смоге и устрашающих показателях по выбросам вредных веществ. Теперь чистоту воздуха губернатор взял под личный контроль. Ведь согласно последним данным мониторинга, экологическая проблема, которая нависла над областью и, в частности, над Челябинском, достигает катастрофических масштабов. По сравнению с другими городами, за последний год обстановка на Южном Урале значительно ухудшилась.

Ирина Гладкова, министр экологии Челябинской области, отмечает: "Федеральный законодатель изменил нормативы. И у всех из-за изменения методики показатели упали, а в Челябинске нет. Что говорит о том, что в Челябинске по этому показателю все еще и выросло здорово".

Губернатор заявил, что здесь собрались не просто поговорить: "Думаете попиарились, подснялись и разошлись? Нет, будут приниматься серьезные меры". И призвал руководителей промышленных предприятий предоставить реальные показатели выбросов своих заводов.

"У нас такие образные выражения: болеем не от вирусов, а от выбросов. Я бы хотел, чтобы мы сегодня о чем-то договорились, потому что если не сможем договориться в ближайшее время, то я буду вынужден применять традиционные административные меры", — говорит Борис Дубровский.

Так, до 15 марта глава региона потребовал у контролирующих органов предоставить список предприятий, которые больше всего загрязняют воздух Челябинской области. А также сформировать единую систему наблюдения за качеством атмосферного воздуха при министерстве экологии. Задание нашлось и для глав администраций промышленных городов — в муниципалитетах должны быть сформированы рабочие группы по контролю за выбросами.

Долговечные батарейки из дерева

Специалистам из США удалось создать аккумуляторы, которые выполнены из древесины. Новое изобретение отличается экологической чистотой и не представляет никакой опасности для окружающей среды.

Ученые из Университета Мэриленда и Американского национального научного фонда создали деревянные аккумуляторы, которые способны хранить большой объем энергии. Такие батарейки не требуют особых условий утилизации, что в будущем может позволить сравнять аккумуляторы нового поколения по стоимости с аналогами, изготовленными из других материалов.

Как заявили создатели, их аккумуляторы уже прошли необходимые испытания, показавшие, что новые батарейки могут служить гораздо дольше современных аналогов. Они способны выдержать до четырехсот циклов заряда и разряда. Стоит отметить, что у технологии есть и минусы, основным из которых является сложность производства такого экологичного аккумулятора.

В ближайшее время такие батарейки не смогут серийно производить ввиду высокой стоимости изготовления. Однако, в будущем ситуация может кардинально поменяться.

На площадки для сбора отходов в Петербурге потратят 23 млн рублей

19 февраля председатель комитета по благоустройству Петербурга сообщил вице-губернатору Игорю Албину о планах по наведению порядка на контейнерных площадках для сбора бытовых отходов. Об этом информирует пресс-служба Администрации Петербурга.

Чтобы решить проблему, на которую в январе обратил внимание Албин, специалисты комитета по благоустройству разработали пилотный проект по оборудованию контейнерных площадок ёмкостями заглублённого типа у частных жилых домов.

На данный момент проектом определено четыре адреса на территории посёлка Петро-Славянка. Там хотят поставить новые "контейнеры заглублённого типа" для мусора, объёмом 5 куб. м каждый. Все работы по модернизации планируют провести весной и летом.

- Поскольку проблема неудовлетворительного состояния контейнерных площадок для сбора ТБО характерна для многих районов города, Комитетом по благоустройству сформирована программа по ремонту контейнерных площадок на первоочередных адресах. При выборе адресов учитывались обращения и жалобы жителей, - сообщает пресс-служба Администрации.

Всего в этом году планируют переоборудовать и отремонтировать 100 контейнерных площадок в девяти районах города. Общая сумма затрат составит 23,6 млн рублей.

С 1 июля вся отрасль по управлению отходами может оказаться вне закона

С 1 июля вся отрасль по управлению отходами может оказаться вне закона – гендиректор «Эко-системы»

С 1 июля, при вступлении в силу нормы о лицензировании, вся коммунальная отрасль по управлению отходами может оказаться вне закона. Такое мнение высказал Андрей Якимчук, гендиректор группы компаний «Эко-система» в ходе интернет – конференции «Обращение с отходами в России», организованной Минприроды 17 февраля 2015 года.

Главной темой, которую обсудили участники конференции – представители правительства, бизнеса, а также зарубежные эксперты в области обращения с отходами, стали изменения в законодательстве в связи с принятием закона «Об отходах производства и потребления», утвержденного в конце 2014 года.

По словам замдиректора одного из департаментов Минприроды России Николая Нефедьева, новый закон коснется интересов всех граждан России. Законодательные нормы не носят законченный характер, многие положения требуют уточнений в виде подзаконных актов.

Новые нормы неоднозначны и дискуссия по ним между представителями власти и бизнеса продолжалась пять лет. Согласно новому закону, для деятельности по управлению отходами необходимо будет получить лицензию. При этом в России практика лицензирования переработки отсутствовала вообще, а документы в этой области не разработаны.

Кроме того, закон предполагает обязательное создание регионального оператора и фонда финансирования отраслевых проектов. При этом появление регионального оператора позволит монополизировать региональный сектор.

В пресс-релизе говорится, что основной плюс нового закона – запрет на захоронение несортированных отходов. При этом необходимость сортировки прописана в законе косвенно, в составе переработки.

По мнению гендиректора группы компаний «Эко-система» Андрея Якимчука, термин «сортировка» необходимо прописать более четко, кроме того, отрасль нуждается в существенном техническом изменении.

Якимчук считает, что необходимо как можно скорее принять ряд подзаконных актов, описывающих обязательный процесс захоронения отходов, процесс сортировки и процесс строительства современных безопасных полигонов.

Для того, чтобы доработать закон, генеральный директор «Эко-система» предложил острочить введение лицензирования и установить четкую очередность введения нормативных актов.

По его мнению, прежде всего, принять акт, регулирующий и описывающий деятельность фонда, на какие средства он формируется, затем норму, регулирующую деятельность регионального оператора, описывающую требования к нему и процедуру конкурса и расчетов. Он считает, что затем необходимо ввести акт, вводящий лицензирование, но как норму отсроченную, чтобы успели подготовиться все участники рынка.




Канадская баржа-призрак с 3,6 тонны дизтоплива на борту, скованная льдами возле Чукотки, может угрожать экологии региона

Дрейфующая канадская баржа без экипажа, находящаяся в нескольких десятках миль от берегов Чукотки, может угрожать региону экологической катастрофой. В пресс-службе управления МЧС по Чукотскому автономному округу отметили, что судно с 3,6 тонны дизельного топлива на борту плотно сковали льды. В ближайшие дни ведомству предстоит определить все риски, которые может нести баржа-призрак. Если возникнет опасность разлива топлива, вызволять баржу придется с помощью российских ледоколов, что будет стоить "несколько десятков миллионов рублей".

Канадскую самоходную баржу Natl II еще в октябре 2014 года из-за шторма и сильного ветра оторвало от буксира. С тех пор она дрейфовала вдоль северного побережья Канады и Аляски (море Бофорта). Затем береговая охрана США эвакуировала с судна его экипаж. Компанией-владельцем Northern Transportation Corp. Ltd было принято решение оставить баржу с топливом во льдах на зиму, если погода не улучшится. С тех пор брошенное судно прошло более 500 миль и оказалось в РФ, напоминает агентство "Регионы России".

Агентство "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу правительства Чукотского автономного округа уточняет, что судно сковано льдами в Чукотском море и находится на расстоянии 70-80 км от побережья Чукотки между поселками Ванкарем и Мыс Шмидта.

По мнению специалистов Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики (ФГБУ "ААНИИ"), на которых ссылается агентство ТАСС, вопрос с дрейфующей баржей нужно решать "здесь и сейчас", поскольку она может нанести экологический ущерб Чукотскому морю.

"Дрейфующая баржа с топливом может представлять экологическую угрозу для Чукотского моря. Наш ледокольный флот может провести операцию по ее вызволению из ледового плена, - сказал начальник отдела ледового расчета и прогноза НИИ Арктики и Антарктики Евгений Миронов. - Правда, эта операция будет затратной".

Миронов отметил, что дрейф баржи - достаточно редкое явление. "Я не припомню, когда в последний раз в российские моря заходила дрейфующая иностранная баржа. Конечно, ее можно оставить до лета, пока льды не ослабят хватку, но из-за того, что она представляет экологическую угрозу для Чукотского моря, этот вопрос нужно решать здесь и сейчас".

По словам ученого, в НИИ Арктики и Антарктики за помощью в вызволении судна пока никто не обращался. "Мы готовы сделать определенные расчеты, если к нам обратятся специалисты МЧС. Пока такого запроса в наш научный институт не поступало", - подчеркнул Миронов.

С момента появления судна в российских водах, пограничники совместно с Морской спасательной службой Росморречфлота регулярно отслеживают местонахождение баржи, а также с воздуха оценивают экологическую обстановку около нее.

Освобождение баржи из ледового плена может стоить "несколько десятков миллионов рублей"

Спасать судно оказалось некому, поскольку ресурсы, которые пришлось бы затратить для его освобождения, превышали реальную стоимость баржи. Так, видимо, посчитали за рубежом. Теперь операция по ее вызволению из ледового плена может обойтись России в десятки миллионов рублей.

В пресс-службе чукотского управления МЧС удивлены, почему баржу нельзя было пришвартовать к берегу, пока она еще находилась в территориальных водах США и не была скована льдами.

По мнению специалистов НИИ Арктики и Антарктики, канадцы, вероятно, бросили баржу, которую "затерло льдами и понесло в открытое море". Российские ученые отмечают, что, скорее всего, те ресурсы, которые требовались для освобождения судна, превышали реальную стоимость баржи. "По нашим данным, баржа относится к типу Sandal. Ориентировочная стоимость базовой комплектации такого типа барж составляет 250 тысяч долларов (примерно 15,5 млн рублей. - Прим. NEWSru.com)", - сказали в МЧС Чукотки.

При этом, как отмечает Евгений Миронов, операция по вызволению судна будет дорогостоящей для России. "Все российские ледоколы работают сейчас в районе острова Сахалин. Чтобы вызволить баржу из ледового плена, ледоколы должны пройти Чукотское и Берингово моря, затем вновь зайти в Чукотское море. На всю операцию, которая будет стоить несколько десятков миллионов рублей, уйдет около трех недель".

В МЧС считают, что, если не произойдет ничего чрезвычайного, дрейфовать баржа будет до лета. "В ближайшие дни наше ведомство изучит все риски, связанные с дрейфующей баржей. В частности, будет проработан вопрос о рентабельности проведения операции по ее вызволению изо льда с помощью российского ледокола. По предварительной информации, пока такой необходимости нет. Скорее всего, баржа будет дрейфовать до лета, пока льды не ослабнут", - сказал представитель МЧС.

Анатолий Вассерман считает, что причин опасаться канадской баржи-призрака нет

Известный журналист и политический консультант Анатолий Вассерман считает, что, несмотря на особые обстоятельства Крайнего Севера, следует учитывать в первую очередь нормы морского права, и уверяет, что "нынешний формат экологических опасений изрядно преувеличен".

"Я могу сказать, что подобного рода плавучего хлама в море всегда много, - цитирует Вассермана "Собеседник". - По поводу таких бесхозных объектов уже давным-давно выработали четкие правила по морскому праву. Если кто-то опасается этой баржи, он лишь доказывает свое незнакомство ни с морским правом, ни с морским делом".

Он отметил, что, согласно морскому праву, объект без экипажа автоматически переходит в собственность того, кто сможет его доставить в порт. "Соответственно, если кого-нибудь с Чукотки заинтересует эта куча металлолома, то ничего не помешает ему воспользоваться ею", - отметил политобозреватель.

Несмотря на то что на борту баржи находится 3,6 тонны топлива, он считает, что никакой экологической опасности судно не представляет. "Насколько я знаю, нынешний формат экологических опасений изрядно преувеличен. Как правило, несколько тонн жидкого топлива не способны причинить заметный ущерб практически никакому месту побережья", - заявил Вассерман.

NASA: За 2014 год на Землю упало 100 тонн космического мусора

В прошлом году на Землю в буквальном смысле обрушился дождь из космического мусора. Более чем 600 обломков отработавших ступеней ракет, спутников и других космических аппаратов устремились к поверхности Земли в 2014 году, однако сгорели в плотных слоях атмосферы полностью или частично.

Такие сведения предоставили специалисты NASA в Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях, где обсуждались вопросы "уборки космического мусора", передает портал Informing.

Сообщается, что "осадки" космического мусора в прошлом году были гораздо активнее, чем ранее. Это обусловлено солнечной активностью, которая подняла границу земной атмосферы, что в свою очередь спровоцировало падение космического мусора, остававшегося на низких орбитах. Такого обильного падения мусора, ученые еще не наблюдали.

По оценкам американских специалистов, общая масса выпавших "металлических осадков" превысила 100 тонн. Эксперты не уточняют, какое количество мусора из космоса достигло Земли, известно, что пострадавших от падения обломков нет.

В NASA говорят, что благодаря такому "дождю" в космосе стало гораздо чище. И тем не менее общая масса отслуживших свой век спутников и фрагментов носителей, вращающихся на орбите, за последние 10 лет значительно выросла, увеличившись с 5 тыс. до 6,7 тыс. тонн.

В Кузбассе предложили создать экологическую полицию

Члены Общественной палаты Кемеровской области предложили создать в регионе экологическую полицию. В обязанности данной структуры вошли бы выявление, пресечение и предупреждение правонарушений в области охраны окружающей среды.

В настоящее время в регионе работают около 140 предприятий, которые занимаются сбором, обезвреживанием и переработкой отходов в новые виды сырья, топлива и изделий, сообщили в Общественной палате Кемеровской области. В Новокузнецке была создана Ассоциация переработчиков отходов, а в Белове построен мини-сортировочный комплекс для сбора пластиковых бутылок.

В Кузбассе также реализуются проекты по производству тротуарной плитки из отработанных автомобильных шин и пеллет из древесных отходов. Отходы первого и второго класса опасности – нефтепродукты, продукты угля, газа, ртути, неорганические кислоты – повторно используются на предприятиях или передаются для обезвреживания. Отходы третьего класса утилизируют наполовину.

Однако в регионе остается проблема бесконтрольного потока отхода и возникновений стихийных незаконных свалок. По мнению членов Общественной палаты, экологическая полиция решила бы данную проблему. Структура могла бы работать вместе с государственными природоохранными и санитарно-эпидемиологическими органами.

"Важнейшую роль здесь играет человеческий фактор. Ведь пока сами люди не научатся пользоваться прогрессивными методами обращения с отходами. Пока они не поймут, что нужно вкладывать деньги в совершенствование технологий сбора, транспортировки и утилизации отходов, данная деятельность будет приносить только убытки", – подвел итог председатель комиссии по науке и инновациям Общественной палаты Кемеровской области Александр Копытов.


Как оформить Паспорт отходов?

Одним из важных документов для субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) является Паспорт отходов, представляющий собой составляющую экологической документации. Правовые рамки обращения с опасными отходами регламентируются Федеральным Законом "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998года.

В частности, в статье 14 данного Закона указывается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в процессе своей работы образуют отходы, относящиеся к 1 - 4 классу опасности, должны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу. Процедура подтверждения проводится в порядке, который установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим госрегулирование в области охраны окружающей среды. При этом на отходы указанных классов необходимо составить Паспорт отходов.

Он формируется на основе информации о свойстве и составе отходов, а также оценки их потенциальной опасности. Типовые формы Паспорта отходов и порядок осуществления паспортизации определяются соответствующими документами Правительства Российской Федерации. Для заказа Паспортов отходов у их разработчиков субъектам предпринимательской деятельности необходимо подать заявление и приложить к нему копию документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором), а также таблицу из Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Жители Германии предпочитают продукты питания без упаковки

Подавляющее большинство потребителей в Германии отказались бы при покупке продуктов питания от упаковки – таковы результаты исследования, проведенного аудиторами компании PricewaterhouseCoopers (PwC) и опубликованного перед традиционной «Зеленой неделей» (GrüneWoche). Как выяснилось, восемь из десяти покупателей готовы приносить свою собственную тару.

Количество супермаркетов, которые продают еду без упаковки, пока незначительно. Но эта концепция вызывает интерес потребителей – в первую очередь, по экологическим причинам, а также потому, что потребителям было бы легче приобретать объемы в соответствии со своими потребностями и их не вводили бы в заблуждение обманчивые упаковки.

Скорее всего, потребители покупали бы без упаковки фрукты и овощи (71 %), хлебобулочные изделия (62 %). Покупку без упаковки сухих продуктов (например, риса, чечевицы, макарон), могут представить себе 37 %. Однако относительно молочных продуктов или жидких пищевых продуктов, таких как уксус, масло или сок, покупатели настроены скептически. Переливать эти продукты в собственную тару готовы меньше половины покупателей.

« 1 ... 278 279 280 (281) 282 283 284 ... 653 »