Отходы.Ру
RSS Глобальные вопросы управления отходами

В Белгородской области штраф за слив отходов увеличат до миллиона рублей

У администрации Белгородской области может появиться официальный «черный список».

Правительство Белгородской области планирует оборудовать машины, вывозящие жидкие бытовые отходы, навигационными системами и увеличить штрафы за несанкционированный слив жидких бытовых отходов (ЖБО). Как сообщили в пресс-службе администрации области, это вопрос обсуждали на заседании «малого» правительства 6 апреля.

Исполняющий обязанности руководителя администрации губернатора области Владимир Жданов сообщил, что по поводу функционирования системы сбора ЖБО существует регламент взаимоотношений между ГУП «Белводоканал», частными перевозчиками и потребителями услуг. Однако в этой сфере работают частные лица, стоимость услуги не фиксирована и не регламентирована, а сами отходы нередко сливаются в несанкционированные места. В Белгороде и прилежащих населенных пунктах ЖБО вывозит около 80 автомобилей. Оборот этой деятельности в месяц, по подсчетам администрации, составляет около 40 млн рублей.

Чтобы наладить контроль за этой сферой, Жданов предложил каждую машину, оказывающую услуги по вывозу ЖБО, оборудовать системой «ГЛОНАСС». Также прозвучало предложение увеличить штрафы за слив отоходов в несанкционированных местах для физических лиц с одной до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — с пяти до 50, для юридических лиц — с 40 тысяч до миллиона рублей.

Департаменту природопользования и охраны окружающей среды и главам городов и районов губернатор Евгений Савченко поручил составить четкий план действий в данном направлении. Также Савченко высказался о необходимости наладить систему обратной связи с населением по вопросам, касающимся экологических нарушений — пожогов сухой травы, несанкционированных сливов ЖБО, вывоза мусора в лесополосы: «Прошу организовать работу колл-центра или раздела на сайте по типу „Черного списка“, пусть люди туда обращаются, направляют туда видеофиксации различных нарушений. Пусть у жителей области будет такая возможность».

Юрий Тарасенко: «Из-за консерватизма местных чиновников Омск продолжает утопать в мусоре»

Юрий Тарасенко, исполнительный директор ООО «Регион-55», рассказал «БК», что областные власти отвергают экологичный проект завода по утилизации отходов. Между тем, по его мнению, строительство этого объекта не только решило бы в Омске «мусорную проблему», но и привлекло в регион инвестиции в размере 5-6 млрд рублей.

– В нашем городе вот уже на протяжении нескольких лет довольно остро стоит проблема утилизации отходов. Именно поэтому наша компания разработала технологию, которая позволяет сделать это гораздо технологичнее и экологичнее.

– В чем ее суть?

– Идея не нова – технологии переработки отходов высокой температурой с подводом тепла плазмой, кислородом, лазером уже на протяжении 20 лет успешно используются во многих странах Европы и Канаде. Наш бизнес-проект подразумевает, что одновременно с переработкой мусора завод будет генерировать тепло- и электроэнергию гораздо экологичнее, чем это делают существующие ТЭЦ, работающие на угле и нефтепродуктах. То есть завод поддерживает концепцию альтернативных и возобновляемых источников тепло- и электро­энергии и мог бы, например, решить проблему с обеспечением теплом и электричеством Кировского округа. С появлением этого предприятия мы сможем утилизировать до 200 тысяч тонн отходов ежегодно. Необходимые инвестиции – 5-6 млрд руб. Мы разработали бизнес-проект, и у нас уже есть предварительное одобрение Внеш­экономбанка. Кроме того, своими активами нас поддерживают ­питерские и московские компании, которые я бы не хотел называть. Все коммуникации: присоединение к электросетям, источникам тепловой энергии, водоснабжению, в том числе и установку оборудования по нормативам согласующих организаций, мы произведем сами. Однако областные власти не торопятся поддержать эту уникальную разработку, аналогов которой еще пока нет ни в одном городе России.

– Почему? Вы рассчитываете на финансовое участие в проекте региональной власти?

– Для реализации проекта нам необходима поддержка региональных властей. Подчеркиваю, именно поддержка, а не деньги. Я подключал специалистов, с помощью которых разработал бизнес-проект, куда мы с моими парт­нерами уже вложили пять миллионов рублей собственных средств. Первого декабря 2014 года специально для его реализации я создал ООО «Регион-55» и начал обивать пороги чиновников. Однако подчиненные губернатора Виктора Назарова не спешат выполнять его поручения и указы президента от 7 мая 2012 года – о развитии регионов и о возобновляемых источниках энергии. Например, мин­имущества не предоставляет нам в долгосрочную аренду земельный участок в рамках государственно-частного партнерства. Существуют инвестиционные площадки, которые специально созданы для привлечения инвесторов. На совещании у первого заместителя министра имущественных отношений Омской области Аркадия Соловьева нам предложили выбрать земельный участок. В результате мы решили, что наиболее подходящей площадкой для строительства завода станет участок с кадастровым номером 55:36:190102:2977, расположенный в Кировском АО. В итоге нам наравне со всеми предложили по­участвовать в торгах. Мы согласились, однако и в этом случае мы не получаем никакой поддержки региона – насколько мне известно, торги планируется провести только во втором полугодии. А ведь чем дольше мы будем оттягивать этот процесс, тем дороже впоследствии нам обойдется строительство этого ­объекта. Замминистра экономики Омской области Расим Галямов также не реагирует на наши предложения, ссылаясь на то, что необходимо заключение соглашения о реализации инвестиционного ­проекта.

– Получается, что ваш проект не востребован в Омской области?

– По крайней мере, у меня складывается такое впечатление. А между тем мы теряем драгоценное время. Одновременно с Омской областью наш пилотный проект уже реализуется в Республике Крым. В отличие от омских чиновников, минэкологии Крыма совместно с минэкологии РФ по достоинству оценило внедряемую нами технологию утилизации отходов. ­Более того, минэкономразвития республики готово заключить соглашение о реализации инвестиционного проекта и предоставить земельные участки. Таким образом, в Крыму планируется построить сразу шесть таких заводов. Получается, что Омская область может отстать или совсем потерять инвестиции. Немало трудностей заключается еще и в том, что наш бизнес-проект противоречит применяемым в настоящее время технологиям – сейчас у нас делаются ставки на создание новых полигонов по утилизации отходов. Минприроды Омской области, рассмотрев обращение о размещении подобного объекта в регионе, усомнилось в его экологичности, несмотря на то, что эта технология получила одобрение в ФГБУ «ВНИИ природы» и имеется заключение «Эколого-технологической независимой академии», которая рекомендует проектирование и строительство в России заводов по плазменной переработке отходов.

– Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?

– 16 декабря 2014 года мы направили письмо в Корпорацию развития Омской области с просьбой сопровождать наш проект. И только спустя три месяца, 24 марта, заместители руководителя Корпорации сообщили, что не могут повлиять на выделение выбранного нами земельного участка без торгов, так как отсутствуют нормативные акты региона для реализации изменений Земельного кодекса от 1 марта 2015 года. В частности, в его новой редакции сказано, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без торгов допускается при строительстве важных инфраструктурных объектов. Наш проект как раз таковым и является. Поэтому я очень надеюсь, что запланированная встреча с генеральным директором Корпорации развития Омской области Вячеславом Федюниным поможет нам в реализации проекта.

Комплексная система утилизации отходов будет создана в Северной Осетии

Решение о создании комплексной системы утилизации отходов принято властями Северной Осетии. На реализацию проекта потребуется от 1 до 2 млрд. рублей.

Для создания системы в республике будет реализован инвестиционный проект, в работе которого будут участвовать правительство Северной Осетии, республиканское Агентство инвестиционного развития и ОАО «Федеральный центром проектного финансирования» (ФЦПФ, Группа ВЭБ).

Ответственным за реализацию проекта будет Агентство инвестиционного развития, сообщил во время подписания соглашения о намерении 1 апреля министр туризма, предпринимательства и инвестиционной политики Северной Осетии Алан Диабеков. По его словам, в течение двух лет будут вестись подготовительные работы и поиск частного партнера для реализации проекта.

Создание комплексной системы управления отходами - очень сложная задача, считает руководитель ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» Александр Баженов.

«В стране немного субъектов, у которых есть подход к решению проблемы, поэтому это требует и привлечения большого количества знаний, и организации сотрудничества с муниципалитетами, и много ресурсов», - сказал Баженов.

По его словам, предстоит определить места размещения разгрузочных станций, определить вид сортировки на них, объем переработки вторичных ресурсов. Он считает, что самым эффективным способом переработки твердых бытовых отходов является сжигание, однако ни у одного города в России не хватает на это финансовых ресурсов.

«На сегодняшний день самым удобным способом избавления от мусора считались свалки. Но после появления экологических требований, стали предъявляться более высокие стандарты к полигонам, потом оказалось, что невозможно всю страну заселить ими», - сказал Баженов.

Централизованная система переработки твердых бытовых отходов позволит создать перегрузочные станции, куда мусоровозы будут свозить контейнеры, а затем большегрузным транспортом отходы будут доставляться к местам сортировки, добавил он. По его мнению, таким образом можно будет сократить количество полигонов и сделать их правильными.

«Кроме этого, необходимо будет создать определенные мощности по переработке вторсырья на самих полигонах, потому что бессмысленно отбирать бумагу, если ее потом не перерабатываешь, а выбрасываешь», - пояснил руководитель ОАО «Федеральный центр проектного финансирования».

На реализацию проекта необходимо от 1 до 2 млрд. рублей, заключил источник.

В 2014 году в Северной Осетии были найдены более 300 стихийных свалок

На сегодня, по данным Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Северной Осетии, в республике всего два полигона твердых бытовых отходов (ТБО).

В сельских районах отходы находятся на условно санкционированных свалках, которые, в соответствии с законодательством, попадают в категорию стихийных, добавили в ведомстве. Кроме того, отходы вывозятся в водоохранные зоны и на окраины сел, организуются стихийные свалки. Благодаря борьбе с этим явлением местными властями, число стихийных свалок снизилось: в 2014 году были выявлено 311 стихийных свалок против 730 в 2013 году.

«Вместе с тем, в районах нет достаточных финансовых средств для строительства полигонов и мусороперерабатывающих комплексов. Имеющиеся полигоны по-прежнему не обустроены, не имеют водоснабжения и канализационных сетей, предприятия, на балансе которых находятся эти объекты, не проводят мониторинг влияния полигонов на почвы и подземные и поверхностные водные объекты. Практически везде нарушается технология захоронения отходов», - заявили в министерстве корреспонденту "Кавказского узла".

В частности, свалки устраиваются и в водоохранных, и в рекреационных зонах, на окраинах городов и сел, вдоль большинства автомобильных дорог.

Тускаев: для эффективной утилизации отходов необходима их глубокая сортировка и переработка

Проблема утилизации отходов в республике существует достаточно давно, и о ней много говорят, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» профессор Горского государственного аграрного университета и член попечительского совета регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Таймураз Тускаев.

По его мнению, для эффективной утилизации мусора необходима глубокая сортировка отходов и их последующая переработка.

«Создание централизованного предприятия по переработке отходов позволит решить проблему количества мест, где сейчас скапливается мусор. Во-вторых, помимо решения экологической проблемы, защиты природы, это позволит создать новые рабочие места, расширить налогооблагаемую базу», - считает Тускаев.

Очень важно найти партнера, который будет этим вопросом заниматься, считает профессор. «Нужно приложить усилия, в том числе и федеральных властей, и региональных с тем, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, применить все формы государственной поддержки бизнеса: предоставление госгарантий под получаемые кредиты, субсидирование, прямая государственная поддержка», - считает Таймураз Тускаев.

Так как твердые бытовые отходы расположены на территории всей республики, то, по мнению Тускаева, в каждом районе можно будет создать юридическое лицо, которое будет заниматься сбором и сортировкой мусора в своем регионе, что позволит создать там новые предприятия и частично решить проблему безработицы.


Закон «Об отходах» предусматривает введение требований поэтапного перехода

Минприроды России разработало проект федерального закона о поэтапном ограничении захоронения на полигонах отходов пищевой промышленности, сельского хозяйства и лесопереработки

Законопроект «О внесении изменений в закон «Об отходах» предусматривает введение требований поэтапного перехода к обязательной переработке отходов при строительстве животноводческих и птицеводческих предприятий, объектов пищевой промышленности и лесопромышленного комплекса путем введения ограничений на захоронение отходов или их вывоза на поля в непереработанном виде.

Как отметил заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ринат Гизатулин: «Предлагается, что количество направленных на захоронение на полигоны ТБО и свалки органических отходов животноводства, лесоводства и лесозаготовок, органических отходов производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий:

с 2022 г. должно составлять - не более 80% от общего объема образования отходов;

с 2025 г. – не более 50%,

с 2028 г. – не более 30% от общего количества образования таких отходов».

«Таким образом, мы ставим нашей промышленности и импортерам ориентир – необходимо к 2028 году создать предприятия, которые будут полностью перерабатывать свыше 70% всех отходов пищевой, сельскохозяйственной, табачной и лесоперерабатывающей промышленности, – сообщил Р.Гизатулин. - Захоронение или вывоз на поля отходов сверх установленного уровня будет полностью запрещено».

Согласно законопроекту предполагается, что указанные запреты и ограничения вступят в силу 1 января 2022 г.

Напомним, ежегодно в России в результате деятельности предприятий, объектов пищевой промышленности и лесопромышленного комплекса образуются десятки миллионов тонн органических отходов.

В сельском хозяйстве от общего числа образующихся органических отходов четверть приходится на отходы животноводства.

Большое количество органических отходов образуется при производстве мяса и мясопродуктов, растительных жиров, продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов, производстве напитков, в том числе алкогольных.

В лесном хозяйстве основная часть отходов образуется в лесоводстве и, в особенности, на лесозаготовках.

Размещение органических отходов является одним из существенных факторов негативного воздействия на окружающую среду. При размещении выделяется биогаз – конечный продукт биотермического распада органической составляющей отходов, включающий парниковые газы. Другим видом негативного воздействия на окружающую среду является образование и миграция в почвы и подпочвенные слои, грунтовые воды токсичного фильтрата, образующегося в результате распада органической части отходов.

В настоящее время в мировой практике широко применяется переработка органических отходов с получением органических удобрений (компостов) и биотоплива.

Также переработка биомассы для получения энергетического сырья является одним из перспективных направлений развития инновационных технологий с использованием возобновляемых источников энергии. Для России использование биогаза, получаемого, в том числе, путем переработки органических отходов, является наиболее перспективными направлением на рынке альтернативных источников энергии.

По материалам Пресс-службы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Организация обратилась к административному органу с требованиями о взыскании излишне внесенной платы за негативное воздействие в части размещение отходов

Организация обратилась к административному органу с требованиями о взыскании излишне внесенной платы за негативное воздействие в части размещение отходов.

Суд оставил без удовлетворения требования организации, исходя из следующего.

Организация ссылается на то, что, не являясь плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления на специализированных полигонах, ошибочно ежеквартально вносила платежи за указанное негативное воздействие.

Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные главой об обязательствах вследствие неосновательного обогащения применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П, анализируя правовую природу экологических платежей, суд указывает, что действующее нормативно-правовое регулирование не дает однозначного ответа на вопрос, что понимается под размещением отходов как объектом обложения платой за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, кто является плательщиком данного публично-правового платежа - организация, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании соответствующей лицензии.

В рамках рассмотрения дела суд установил, что внесение организацией платежей в порядке надлежащего исполнения своих бюджетных обязательств исключает возникновение на стороне административного органа неосновательного обогащения.

Суд указывает, что организация не могла не знать положения закона, также могла и должна была знать сформированную судебную практику применения положений закона, следовательно, организация знала и осознавала, что перечисляет спорные денежные средства в бюджет при отсутствии у нее какой-либо обязанности.

Согласно п. 4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Суд указывает, что с учетом правовой позиции Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. № 5-П, предъявляя требование о возврате перечисленной платы за размещение отходов, организация в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ должно было доказать совокупность таких обстоятельств как отсутствие у нее права собственности на отходы, переход права собственности на данные отходы при их передаче на специализированный полигон к специализированной организации (ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), невозможность отнесения к расходам организации на содержание имущества обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 210 Гражданского кодекса РФ), возникновение неосновательного обогащения на стороне публично-правового образования. Организацией не было предоставлено указанных доказательств.

Резюме:

В случае добровольного внесения платежей организацией, знающей об отсутствии обязательства, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы в виде платы за негативное воздействие в части размещение отходов и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Для возврата организацией внесенной платы за негативное воздействие в части размещения отходов необходимо доказать: отсутствие у нее права собственности на отходы, переход права собственности на данные отходы при их передаче на специализированный полигон к специализированной организации, невозможность отнесения к расходам организации на содержание имущества обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, возникновение неосновательного обогащения на стороне публично-правового образования.

В Смоленской области выделили 30 млн. рублей на завершение строительства полигона ТБО

Об этом сообщил на брифинге начальник департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Роман Захаров.

По словам чиновника, полигон в Хиславичском районе будет введен в эксплуатацию уже в этом году.

В 2014-ом в Смоленской области достроили полигон ТБО в Ельнинском районе.

А в рамках программы «Строительство полигонов твердых бытовых отходов на территории муниципальных образований Смоленской области» на 2014-2020 годы планируют построить полигоны в Велижском и Темкинском районах.

Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, выданные после 1 января 2015 будут действовать до 1 ... выданные после 1 января 2015 года, действуют до 1 октября 2015 года

Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре в соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.03.2015 № 05-12-44/6002 информирует, что Минприроды России подготовило изменения в 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 29.12.2014г., которыми предусмотрено, что лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности и лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные после 1 января 2015 года, действуют до 1 октября 2015 года.

В 4 муниципалитетах Подмосковья внедряются электронные паспорта дворовых территорий

В 4 муниципалитетах Подмосковья внедряются электронные паспорта дворовых территорий. В пилотном проекте принимают участие Долгопрудный, Ивантеевка, Реутов и Красногорский район. Как сообщил министр жилищно-коммунального хозяйства Московской области Евгений Хромушин, в электронном паспорте будет отображаться актуальная информация по состоянию детских игровых площадок, озеленению, освещению, информационным стендам, парковочным местам, площадкам для сбора ТБО.

Муниципалитеты должны завершить заполнение паспортов до середины мая. В региональной географической информационной системе Московской области любой житель Подмосковья, выбрав свой дом на карте, сможет перейти на паспорт дворовой территории и узнать фактическое состояние того или иного элемента, его норматив и износ, сообщил Хромушин.


ВЭБ опроверг информацию о замораживании проекта ликвидации отходов БЦБК

Внешэкономбанк опроверг появившуюся в интернет-ресурсах информацию о замораживании проекта ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, на который осенью прошлого года было получено положительное заключение экологической экспертизы. Как сообщили «МК Байкал» в пресс-службе ВЭБа, проект не заморожен, а к работам по ликвидации отходов пока не приступили из-за того, что Минприроды РФ еще не провело конкурс по выбору подрядчика.

«Внешэкономбанк совместно с правительством Иркутской области продолжает проект по развитию территории закрывшегося Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В ближайшее время министерство природных ресурсов РФ определится с организацией и проведением конкурса на ликвидацию накопленного ущерба», — сообщили в пресс-службе ВЭБа.

Как сообщал «МК Байкал», в октябре прошлого года дочерняя структура Внешэкономбанка — «ВЭБ Инжиниринг» — получила положительное заключение государственной экологической экспертизы Росприроднадзора на проект ликвидации отходов БЦБК и рекультивации территории. Общая стоимость реализации проекта составляет свыше 6 млрд рублей.

По проекту планируется проведение работ по очистке надшламовых вод, омоноличиванию шлам-лигнина и золошлаков с последующим захоронением под слоем плодородного грунта. Проект разработан в рамках Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» по заказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

В феврале 2013 года ВЭБ стал основным кредитором БЦБК, открыв кредитную линию на 3,6 млрд рублей и выкупив задолженность комбината у Альфа-Банка. В сентябре 2013 года производство на комбинате было остановлено и начались работы по консервации оборудования. В настоящее время на картах-накопителях, занимающих территорию площадью 175 га, находится около 6,2 млн тонн шлам-лигнина. Процесс ликвидации отходов может занять не менее шести лет при условии стабильного финансирования и бесперебойной деятельности очистных сооружений комбината. На работы планируется привлечь 424 бывших работников БЦБК.

Обязан ли хозяйствующий субъект повторно оплачивать государственную пошлину после отказа в получении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещене

В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, (далее – Налоговый кодекс РФ) под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно п. 10 ст. 13 указанного Федерального закона к федеральным налогам и сборам относится, в том числе, государственная пошлина.

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 данного Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

При этом в целях данной главы выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ плательщиками государственной пошлины признаются:

1) организации;

2) физические лица.

При этом указанные в пункте 1 данной статьи лица признаются плательщиками, если они, в том числе, обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных данной главой.

В соответствии с подп. 125 п. 1 ст. 333.33 указанного Федерального закона государственная пошлина уплачивается за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение - 1 600 рублей.

На основании изложенного, выдача Документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение является юридически значимым действием, совершение которого возможно при уплате соответствующей государственной пошлины.

При этом положения налогового законодательства не предусматривают возможность зачета ранее уплаченного размера государственной пошлины при получении мотивированного отказа в совершении юридически значимых действий и повторном обращении за их совершением.

В рамках ответа на поставленный вопрос необходимо отметить позицию Конституционного суда Российской Федерации.

Так, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23 мая 2013 г. № 11-П Конституционный суд РФ при решении вопроса о возвращении государственной пошлины при получении организацией мотивированного отказа в предоставлении лицензии указал, что пункт 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ как по своему буквальному смыслу, так и во взаимосвязи с абзацем девятнадцатым подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33 данного Кодекса не предполагает возврата уплаченной государственной пошлины в случае отказа в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Кроме того, Конституционный суд РФ сослался на позицию Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 28 ноября 2011 г. по делу № А63-4954/2011), которым было указано, что государственной пошлиной оплачивается заявление на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а юридически значимое действие лицензирующего органа включает в себя прием, регистрацию, экспертизу представленных соискателем документов, обследование занимаемых им производственных помещений, составление акта и принятие соответствующего решения (о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче) и что ни в статье 333.40 Налогового кодекса РФ, ни в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» отказ в выдаче лицензии не предусмотрен в качестве основания для возврата государственной пошлины.

Таким образом, учитывая позицию Конституционного суда РФ (Постановление от 23 мая 2013 г. № 11-П), совершение юридически значимых действий (в т.ч. выдача Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), требующих уплаты государственной пошлины, заключается не только в достижении результата таких действий, но и предполагает возможность их завершения мотивированным отказом.

На основании изложенного, хозяйствующий субъект, получивший мотивированный отказ в выдаче Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при повторной подаче заявления на выдачу Документа (после устранения недостатков материалов) обязан повторно уплатить государственную пошлину за оформление указанного разрешительного документа.

« 1 ... 74 75 76 (77) 78 79 80 ... 252 »