Отходы.Ру
RSS Глобальные вопросы управления отходами

С первого января 2016 года сбор и транспортировка твердых бытовых отходов (ТБО) перестанет относиться к жилищным услугам, перейдя в разряд коммунальных

С первого января 2016 года сбор и транспортировка твердых бытовых отходов (ТБО) перестанет относиться к жилищным услугам, перейдя в разряд коммунальных. Соответственно, существенно изменится начисление за ее предоставление и порядок оплаты. С чем связаны эти перемены, расскажет Александр Мыльников, руководитель обособленного подразделения СРО НП "ЖКХ-Групп" в Камчатском крае.

- Все грядущие изменения связаны с принятием 29 декабря 2014 года федерального закона №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ». В документе отражены кардинально новые принципы организации работы по обращению, хранению, утилизации и обезвреживанию твердых бытовых отходов. Основные положения федерального закона вступают в силу в начале следующего года, однако существует ряд нововведений, которые уже реализуются. Так, с 01 января 2015 года в «мусорном вопросе» вводятся новые понятия. К основным относятся: «твердые коммунальные отходы» (ТКО), «норматив накопления ТКО», «оператор по обращению с ТКО», «региональный оператор по обращению с ТКО».

- Александр Александрович, выходит, привычная нам аббревиатура «ТБО» уходит в прошлое?

- Все верно, понятие «твердые бытовые отходы» в скором времени заменится «твердыми коммунальными отходами» - отходами, образующимися в жилых и нежилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами, а также то варами, которые утратили свои потребительские свойства в процессе потребления их физическими или юридическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Другими словами, ТКО - это все тот же мусор, нуждающийся в сборе и транспортировке, с не большой, но существенной разницей: теперь федеральное законодательство не разграничивает понятие «твердые коммунальные отходы» для жилых и нежилых помещений, как это было прежде.

- То есть платить собственник помещений в МКД и, скажем, владелец магазинчика в этом же доме будут платить одинаково?

- Не совсем. В законе оговаривается, что нормативы накопления ТКО (среднее количество ТКО, образующееся в единицу времени) могут устанавливаться дифференцированно для различных категорий потребителей данной услуги и отдельно для каждого из субъектов Российской Федерации. Норматив накопления ТКО может утверждаться как субъектом РФ (в нашем случае правительством Камчатского края), так и муниципалитетом, если таковые полномочия ему будут переданы самим субъектом РФ. Это же касается и определения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: они могут находиться как в компетенции правительства Камчатского края, так и органов местного самоуправления. А вот сами определение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, расчета нормативов и случаев их применения находятся исключительно в компетенции Правительства РФ.

- Что еще нас ждет с вступлением в силу обновленного закона "Об отходах…"?

- В этой отрасли появятся свои операторы по обращению с ТКО, и, самое главное, региональный оператор по обращению с ТКО. А как следствие этих изменений - коммунальная услуга по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов будет прописываться отдельной строкой в квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Это услуга станет реализовываться через регионального оператора. То есть с 01 января 2016 годауправляющая организация, ТСЖ, ЖСК, получая от населения плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО. Для этого именно обслуживающие организации (УО, ТСЖ, ЖСК) заключают с регоператором соответствующий договор согласно требованиям, установленным Правительством РФ. Что касается собственников частного жилого дома или части жилого дома, то они заключают договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую.

- Александр Александрович, а если регоператор не захочет заключать договор с той или иной обслуживающей организацией, что делать?

- В федеральном законе четко указано: региональный оператор по обращению с ТКО не имеет права отказать собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, так как с его стороны данный договор – публичный. В рамках соглашения региональный оператор по обращению с ТКО обязуется принимать отходы в объеме и в местах, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законом РФ. Со своей стороны собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора согласно утвержденному единому тарифу на услугу регоператора. Обратите внимание, при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на обработку и утилизацию твердых коммунальных отходов.

- Сегодня вовсю идет кампания по лицензированию управляющих организаций. Предполагается ли нечто подобное в отрасли по обращению с ТКО?

- Лицензирование компаний, специализирующихся на сборе и транспортировке ТКО, уже действует. Но с 01 июля 2015 года несколько меняется порядок получения лицензии такими организациями. Например, те предприятия, которые занимаются обезвреживанием и размещением отходов I-IV классов опасности, обязаны переоформить имеющуюся сегодня лицензию до указанной даты.

- Принятый документ вызывает больше вопросов, нежели дает четкие ответы, как будут выстраиваться отношения собственников ТКО с тем же региональным оператором по обращению с ТКО...

- Именно поэтому, для реализации обновленного федерального закона «Об отходах производства и потребления» как на федеральном, так и региональном уровнях должен быть утвержден ряд нормативно-правовых актов, которые призваны конкретизировать отдельные положения закона. Нам остается только ждать.

В Министерстве ЖКХ Чечни состоялось заседание посвященное переработке отходов

В заседании принимали участие представители министерства ЖКХ и и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ЧР. Основной темой мероприятия стало обсуждение изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". А также необходимость переходить от утилизации отходов к их переработке.

Две крупнейшие В Чеченской Республике свалки — полигоны Петропавловская и Ханкальская уже исчерпали свои ресурсы и это также стало темой для обсуждения. Были также рассмотрены вопросы внедрения единого регионального оператора по обращению с отходами в соответствии с Федеральным законом об обращении с отходами с учетом последних поправок нему, а также стимулирования предприятий — переработчиков ТБО.

В частности введены понижающие коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, образованных в результате обеззараживания других отходов.

Министр ЖКХ ЧР С.Д. Аблиев представил программу "Комплексное управление твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами в ЧР" на 2013-2017 годы и на перспективу до 2025 года. В ней в частности предугаданы некоторые положения федерального закона "Об отходах производства и потребления" касающиеся создания на региональном уровне единой многоуровневой системы обращения с отходами от их сбора и транспортировки до переработки и утилизации. Однако эта программа нуждается в финансировании.

В Москве пройдет лекция об экологических правах горожан

Народная палата Московской области запускает цикл лекций по актуальным проблемам и способам их решения в области экологии, защиты прав потребителей, защиты прав участников долевого строительства и других тематик.

Первая лекция будет посвящена экологическим правам москвичей и их защите. Она пройдет 25 февраля в 19:00 по адресу: г. Москва, Новохорошевский проезд, д. 20. Вход свободный. Необходима предварительная запись.

Опубликована схема кластеров мусоропереработки Подмосковья

Минэкологии Подмосковья опубликовало схему кластеров мусоропереработки и назвало основные проблемы при выборе участка под строительство мусороперерабатывающего завода — это стоимость земли, плотность населения, негативное отношение населения к объектам утилизации отходов, а также леса, составляющие почти 42% от территории области, заявил министр экологии и природопользования Московской области Анзор Шомахов.

Напомним, семь мусорных кластеров появятся в Подмосковье к 2020 году, однако окончательное решение об их привязке к районам ещё не принято.

«Это всё будет поделено примерно. Если на примерном плане какие-то районы попали в кластер номер четыре, это не значит, что они туда попали и всё пропало. Исходят из тех земельных участков, которые мы отберём, деление будет происходить не так, что в каждом районе будет свой объект. Какие-то районы будут собраны в кластеры, и исходя из этих кластеров будут формироваться предприятия, которые будут нести ответственность за экологическую переработку отходов. На данном этапе, увидели ли вы эти районы на схеме — неважно и ни о чём», — заявил министр.

Он также пояснил, что критериями формирования кластеров станут: наличие земельного участка и «радиальных» автомагистралей, а также охват территории радиусом 60 км. Формирование границ кластеров будет происходить по принципу равноудаления, а минимальной административной единицей станет муниципальный район.

«Конечно, мы учитываем мнение жителей нашего региона, но помимо него есть экономическая и экологическая целесообразность. Они тоже стоят на чаше весов», — отметил Шомахов.

Как ранее сообщалось, семь мусороперерабатывающих заводов могут появиться в Дмитровском, Истринском, Можайском, Каширском, Павлово-Посадском, Воскресенском и Шатурском районах Московской области. По ним будет сформировано семь концессионных соглашений с сопоставимыми техническими и экономическими параметрами.

Для каждого кластера по итогам открытого конкурса определится региональный оператор по обращению с отходами для создания и эксплуатации объектов переработки и захоронения ТБО. Далее с выбранным оператором заключат концессионное соглашение сроком на 25 лет, которое включает в себя срок подготовки до 4 лет и срок эксплуатации объектов не менее 21 года.

«После того, как объект будет введен в эксплуатацию, предполагается, что он станет собственностью Московской области, а оператор будет только управлять им», — подчеркнул министр.

В Кузбассе предложили создать экологическую полицию

Члены Общественной палаты Кемеровской области предложили создать в регионе экологическую полицию. В обязанности данной структуры вошли бы выявление, пресечение и предупреждение правонарушений в области охраны окружающей среды.

В настоящее время в регионе работают около 140 предприятий, которые занимаются сбором, обезвреживанием и переработкой отходов в новые виды сырья, топлива и изделий, сообщили в Общественной палате Кемеровской области. В Новокузнецке была создана Ассоциация переработчиков отходов, а в Белове построен мини-сортировочный комплекс для сбора пластиковых бутылок.

В Кузбассе также реализуются проекты по производству тротуарной плитки из отработанных автомобильных шин и пеллет из древесных отходов. Отходы первого и второго класса опасности – нефтепродукты, продукты угля, газа, ртути, неорганические кислоты – повторно используются на предприятиях или передаются для обезвреживания. Отходы третьего класса утилизируют наполовину.

Однако в регионе остается проблема бесконтрольного потока отхода и возникновений стихийных незаконных свалок. По мнению членов Общественной палаты, экологическая полиция решила бы данную проблему. Структура могла бы работать вместе с государственными природоохранными и санитарно-эпидемиологическими органами.

"Важнейшую роль здесь играет человеческий фактор. Ведь пока сами люди не научатся пользоваться прогрессивными методами обращения с отходами. Пока они не поймут, что нужно вкладывать деньги в совершенствование технологий сбора, транспортировки и утилизации отходов, данная деятельность будет приносить только убытки", – подвел итог председатель комиссии по науке и инновациям Общественной палаты Кемеровской области Александр Копытов.


Переработка мусора – доходный бизнес

Одним из перспективных бизнесов является занятие по переработке отходов. Предприятие подобного рода поможет сохранить окружающую среду от влияния вредных выбросов на все живое, а частная компания обеспечит себе прибыльный доход.

Как организовать бизнес

Для начала следует решить, переработкой какого продукта будет заниматься компания: алюминиевой банки, сложного пластика, ламп дневного света. Практически любой отход выгоден. Обладая хорошей установкой, можно получить свыше 15 различных вариантов. Разумеется, сразу ничего прибыльного не бывает. Сначала приобретается оборудование, решаются вопросы с сырьем, рабочей силой, сбытом, и только потом начинаются заработки.

Следует четко представлять схему работы: мусор-переработка-конечный продукт. Усвоив это, необходимо задуматься о поставке сырья. Для этих целей необходимо наличие грузовика, имеющего отсеки для укладки отходов. Трудности вызовут разделение мусора. Для активизации населения необходимо установить определенную плату за бутылку или макулатуру.

Капиталовложения в открытие бизнеса

При составлении бизнес-плана подсчитываются затраты в производство. Огромный универсальный комплекс, перерабатывающий различные виды отходов (древесных, бумажных, стеклянных, пластиковых, резиновых) потребует вложений более 15 миллионов долларов. Организация скромного цеха для одного из видов встанет от 45 до 250 тысяч, 1,5-2 тысячи долларов понадобятся для обустройства складов. Обустройство производства недалеко от жилого массива даст экономию на вывоз сырья, поставка мусорных отходов будет осуществляться местными жителями.

Для дробилки, сортировочной линии и остального оборудования потребуется в пределах 35 тысяч долларов.Кстати здесь вы сможете купить щековую дробилку. Макулатура принимается от 40 копеек, а пластиковая бутылка - от 1 до 6 рублей за килограмм. Минимум затрат на организацию бизнеса составляет 45 тысяч долларов (без закупки сырья, оплаты рабочим, за аренду, свет). Для среднего размера цеха потребуется не менее 30 рабочих (рядовых и специалистов).

Необходимая документация

Для разрешения на переработку ТБО необходимо наличие лицензии Минэкологии, пожарной, санитарной службы, проектной документации с указанием процессов технологии открывающегося комбината. Машины и агрегаты для предприятия лучше закупать отечественного производства.

Хорошо наладив сбыт вторичного сырья, бизнес окупится в течение полутора лет и станет приносить хорошую прибыль.

20 февраля в рамках Круглого стола «Мониторинг цен вторичных ресурсов» собрались поставщики и экспортеры цветных сплавов

20 февраля 2015 г. в конференц-зале Московской торгово-промышленной палаты состоялся круглый стол "Мониторинг цен вторичных ресурсов". Он собрал более 30 участников.

РЕПОРТАЖ: В России изменилось законодательство в сфере обращения с отходами

Не создавать отходы, перерабатывать и вторично использовать, безопасно захоранивать – таковы приоритеты нового Закона об отходах, недавно вступившего в силу. Закон, несмотря на ряд прогрессивных нововведений, содержит также и решения, названные представителями бизнеса «возвратом в прошлое».

Министерство природных ресурсов и экологии РФ провело Интернет-конференцию «Обращение с отходами в России: практические вопросы».

Представители власти и бизнеса выступили с докладами, касающимися изменений в области обращения с отходами. Основной темой обсуждения стал вступивший в силу 1 января федеральный закон №458-ФЗ, коренным образом изменивший существующий Закон об отходах.

Он призван решать две задачи: создать административную систему госрегулирования в области обращения с отходами и сократить объемы размещения отходов на полигонах за счет введения механизма расширенной ответственности производителей.

Для его реализации потребуется принять 33 постановления правительства, которые будут исполнять Минприроды РФ, Минстрой, Федеральная служба по тарифам и другие федеральные органы.

Производители станут более ответствеными

В соответствии с поправками, внесенными в Закон об отходах, впервые в России устанавливается ответственность производителя товара за утилизацию отходов, которые образуются в результате потребления этих товаров.

По новым правилам производители товаров имеют возможность выбора – утилизировать отходы самостоятельно или же платить экологический сбор.

«Ни в одной стране мира, где введена ответственность производителя, нет такой альтернативы», – отметил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Николай Нефедьев.

По мнению чиновника, подобная мера «расширит степень свободы для бизнес-сообщества».

Ответственность производителя вводится с целью сокращения объемов захоронения отходов и повышения степени утилизации полезных фракций – бумаги, полимеров, стекла и металла.

Несмотря на то, что данная норма действует с 1 января, до сих пор находятся в стадии обсуждения перечень товаров, которые должны быть утилизированы, нормативы утилизации, ставка экологического сбора. Эти параметры должны быть утверждены соответствующими подзаконными актами.

Субъекты получат полномочия

С 1 января 2016 года основные функции по управлению потоками отходов будут сосредоточены на уровне субъектов РФ.

Субъекты выбирают региональных операторов, в задачу которых входит обеспечение вывоза отходов из жилого сектора и направление их на специализированные объекты по обращению с отходами.

Одновременно с этим появится новый вид коммунальной услуги – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), которую будут предоставлять региональные операторы. По мнению авторов закона, нововведение не только сделает услугу прозрачной, но и позволит решить вопрос с организацией вывоза отходов из частного жилого сектора. Сейчас граждане, проживающие в индивидуальных жилых домах, обеспечивают вывоз своих отходов по желанию, что во многом является причиной появления несанкционированных свалок, особенно в летний период.

Кстати, в понятие ТКО теперь входят не только отходы многоквартирных домов, но и часть отходов производства, аналогичные по составу отходам, образующимся в жилых домах.

Шаг назад

Представители бизнес-сообщества принятым законом оказались недовольны, считая многие его положения «возвратом в прошлое» в связи с чрезмерным государственным регулированием.

Заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Юрий Максименко заявил, что «предложенные решения приведут к появлению неэффективной гипертрофированной системы регулирования в области обращения с отходами».

По мнению Максименко, монопольное положение регионального оператора входит в противоречие с механизмом расширенной ответственности производителя, «препятствуя его реализации и фактически лишая его целесообразности».

В соответствии с законом, у производителей отсутствует доступ к отходам потребления в случае выбора самостоятельной утилизации, пояснил Максименко. Аналогично домохозяйства лишаются важного экономического стимула для снижения расходов на удаление отходов за счет раздельного сбора и передачи отдельных видов отходов на утилизацию в рамках реализации расширенной ответственности производителя.

Максименко подчеркнул, что в условиях кризиса законодателю следовало бы поддержать компании, а не толкать их на необоснованные расходы. В частности, новый закон прекращает действие ранее выданных «бессрочных» лицензий на деятельность по размещению и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности и требует получение новых. «Для крупных компаний затраты составят сотни миллионов рублей», – сказал бизнесмен.

Кроме того, представители бизнеса считают необходимым введение переходного периода (до 2020 года) для реализации механизма ответственности производителя. Из-за того, что сейчас предприниматели не имеют возможности спрогнозировать расходы, связанные с утилизацией, и включить их в себестоимость товара, может произойти резкое увеличение стоимости большинства товаров народного потребления, что усугубит негативную экономическую ситуацию в стране.

Без сортировки никак

По оценке специалистов, в России вторично используется менее 5% отходов, остальное накапливается на полигонах и свалках, отравляя окружающую среду. Тогда как в Европе 60-80% отходов возвращается в хозяйственный оборот.

Чтобы исправить ситуацию, усилиями государства и частного капитала создается новая для нас отрасль – рециклинг.

«Пока отрасль не развита, и основной причиной этого является отсутствие требования обязательной сортировки», – заявил генеральный директор группы компаний «Эко-система» Андрей Якимчук.

С этой точки зрения, несомненным плюсом нового документа стало введение запрета на захоронение несортированных отходов с 1 января 2017 года. Однако в тексте закона необходимость сортировки прописана не прямо, а косвенно, в составе переработки, что является существенным недостатком.

«Большой ошибкой и шагом назад» назвал глава компании введение лицензирования на осуществление любой деятельности по управлению отходами с 1 июля текущего года. «Это самая коррупциогенная и вредоносная норма в данном законе, – считает Якимчук,– так как отсутствие правоустанавливающих документов в этой области ведет к продаже лицензий и актов проверки».

Более 300 тыс рублей заплатили предприятия Удмуртии за неправильное хранение отходов

Проверки проводили специалисты Роспотребнадзора.

Удмуртские предприятия оштрафовали более чем на 300 тысяч рублей за неправильное хранение отходов.

Как сообщает пресс-служба Управления Роспотребнадзора по Удмуртии, в 2014 году было проведено 22 проверки предприятий, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, по результатам которых вынесено 62 постановления о наложении штрафа на сумму более 300 тысяч рублей.

В ведомстве отметили, что всего было подготовлено 2 иска в защиту неопределенного круга лиц по вопросам обращения с ТБО, все иски судом удовлетворены.

В Роспотребнадзоре отметили, что на территории Удмуртии основными источниками загрязнения почвы являются отходы производства и потребления, а также вещества, попадающие на почву с выбросами предприятий и автотранспорта. В 2014 году в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике поступило 358 обращений по вопросам неудовлетворительного санитарного содержания территорий населенных мест, в том числе 192 обращения от граждан.

На площадки для сбора отходов в Петербурге потратят 23 млн рублей

19 февраля председатель комитета по благоустройству Петербурга сообщил вице-губернатору Игорю Албину о планах по наведению порядка на контейнерных площадках для сбора бытовых отходов. Об этом информирует пресс-служба Администрации Петербурга.

Чтобы решить проблему, на которую в январе обратил внимание Албин, специалисты комитета по благоустройству разработали пилотный проект по оборудованию контейнерных площадок ёмкостями заглублённого типа у частных жилых домов.

На данный момент проектом определено четыре адреса на территории посёлка Петро-Славянка. Там хотят поставить новые "контейнеры заглублённого типа" для мусора, объёмом 5 куб. м каждый. Все работы по модернизации планируют провести весной и летом.

- Поскольку проблема неудовлетворительного состояния контейнерных площадок для сбора ТБО характерна для многих районов города, Комитетом по благоустройству сформирована программа по ремонту контейнерных площадок на первоочередных адресах. При выборе адресов учитывались обращения и жалобы жителей, - сообщает пресс-служба Администрации.

Всего в этом году планируют переоборудовать и отремонтировать 100 контейнерных площадок в девяти районах города. Общая сумма затрат составит 23,6 млн рублей.

« 1 ... 89 90 91 (92) 93 94 95 ... 252 »