Отходы.Ру
https://waste-tech.ru/?utm_source=wastetech&utm_medium=refferal&utm_campaign=wasteru&utm_id=wastetech

На российском рынке рециклинга возникли предпосылки для качественного скачка

Разместил Редактор в 15.05.2006 (7627 прочтений) Вторичная переработка
Состоявшийся на днях запуск первой очереди реконструкции мусороперерабатывающего завода ГУП «Завод МПБО-II» (поселок Янино) знаменует начало перехода системы обращения с отходами в Петербурге на качественно новый уровень. Если раньше бытовые и промышленные отходы считались в основном издержками жизнедеятельности городского организма и главной задачей переработчиков было их уничтожение, то отныне отходы становятся ликвидным сырьем для производства товарной продукции. Переход на новую систему будет происходить, конечно, постепенно, но доля городских отходов, подвергающихся коммерческой утилизации, начнет быстро расти.


Исходное изображение

Катализатором процесса явилась деятельность ОАО «НПК „Механобр-техника“», применившего собственные уникальные технологии при разработке высокорентабельных линий по переработке твердых отходов самых разных типов, как бытовых, так и промышленных. Эти линии сейчас проходят испытания на петербургских производственных предприятиях. МПБО-II первым вводит в промышленную эксплуатацию одну из них – линию «Модификатор почв», производящую компост улучшенного качества, который можно использовать (в отличие от производимого заводом ранее) в качестве грунта в садово-парковых хозяйствах, лесхозах, при строительстве дорог. Заказы на этот грунт от петербургских предприятий уже превышают возможности линии.

К осени завершатся испытания и приемка госкомиссией других линий. После этого они также будут вводиться в промышленную эксплуатацию предприятиями Петербурга и некоторых других регионов Северо-Запада. Как утверждают их руководители, линии «Механобра» обладают рядом важнейших экономических и технологических преимуществ перед всеми аналогами и потому предприятия заинтересованы в использовании этих линий в своем технологическом процессе. В случае успеха коммерческой эксплуатации первых экземпляров их будут приобретать у «Механобра» (он намерен организовать массовое производство) другие компании. В результате получит мощный толчок современный рынок рециклинга – переработки отходов в высоколиквидное промышленное сырье. Помимо этого новая система обращения с отходами позволит гораздо эффективнее, чем это было до сих пор, решать связанные с мусором экологические проблемы.

Далеко до идеала

Разумеется, петербургские власти, да и некоторые частные компании, например перевозчики мусора, и раньше предпринимали попытки найти рациональное применение отходам, вывозимым из жилых домов и предприятий. Однако никакой стройной системы за этими попытками не стояло. Хотя многие понимали, что мусор остается весьма ценным ресурсом даже после того, как горожане, зарабатывающие на сдаче в пункты вторсырья металла, алюминиевых банок и некоторых других отходов, произвели первичную сортировку. По оценкам главного специалиста ОАО «Автопарк №1 „Спецтранс“» Николая Колычева, ресурсный потенциал одних только бытовых отходов в Петербурге превышает 2 млрд рублей в год. Однако использовался этот потенциал крайне неэффективно. «В нашем городе, к стыду, вообще нет программы ресурсосбережения. Мусороперерабатывающие заводы всегда отчитывались только количеством принятого мусора, но не произведенных из него ресурсов, что, по идее, является разумной целью их деятельности», – сетует Колычев.

В лучшем случае мы закупали западные линии по переработке отдельных видов отходов, причем, как утверждают специалисты, эти линии нередко были устаревшими как морально, так и физически. Самым распространенным способом переработки отходов была простая вторичная (после граждан) сортировка, также в значительной степени ручная. В последние годы, когда спрос на вторсырье повысился, объемы сортировки наращивали за счет увеличения числа рабочих мест на сортировочных конвейерах. Сейчас на петербургских мусороперерабатывающих заводах утилизируется (включая сортировку и переработку – рециклинг) около 26% всех твердых бытовых отходов (ТБО). Правда, получаемое вторсырье низколиквидно. Так, например, компост, образующийся в результате обработки пищевых отходов на мусороперерабатывающем заводе МПБО-II, как признает его директор Владимир Зайцев, продать трудно ввиду низкого качества, так что основную его часть приходится захоранивать на полигонах вместе с непереработанными отходами (хотя экологический ущерб при этом, конечно, снижается).

Вообще говоря, нельзя утверждать, что в сфере утилизации отходов Россия отстала от развитых стран так же, как и в других отраслях экономики. По норме рециклинга картона и оберточной бумаги крупные российские города не уступают многим европейским, а, например, по рециклингу алюминиевой упаковки (банок, фольги и др.) мы даже обогнали Западную Европу. Между тем общий уровень переработки в большинстве развитых стран довольно низок – даже в передовой Германии перерабатывается около 40% мусора (здесь и далее – данные журнала «Рециклинг отходов»). А, к примеру, оберточная бумага нигде не перерабатывается более чем на 15%. Казалось бы, выгодная жесть (консервные банки и т.п.) в Ирландии утилизируется всего на 5% и даже в Дании, в стране с высоким уровнем экологической культуры, – только на 15%. Правда, в Москве (не говоря уже о всей России) этот показатель еще ниже – 3%.

Дело в том, что применяемые в рециклинге технологии пока далеки от желаемой эффективности, а оборудование для переработки по многим видам отходов весьма дорого. Так что во всем мире значительная часть отходов до сих пор сжигается или захоранивается на полигонах. Компании вроде «Механобр-техники» как раз и занимаются решением ключевой проблемы – повышением эффективности технологий. Следует подчеркнуть: именно инновационный характер их деятельности позволяет добиться качественно новых результатов, повысить рентабельность переработки.

Инновации в бизнес

Линии НПК «Механобр-техника» изготовлены в рамках государственного контракта: в 2003 году компания выиграла тендер Минпромэнерго на сумму около 400 млн рублей, представив на конкурс мегапроект «Повышение эффективности переработки твердых отходов на основе современных отечественных технологий и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продукции» (см. «Эксперт С-З» №40 от 27 октября 2003 года). На полученные средства созданы и продолжают создаваться инновационные комплексы по переработке различных видов отходов – линии по переработке и получению вторсырья и изделий из пластмассы, стекла, резины, дерева, бумаги, бетона и др. В основу идеологии проекта заложены два главных принципа, которые генеральный директор ОАО «НПК „Механобр-техника“» Леонид Вайсберг формулирует так: «Чем глубже переработка, тем больше добавленная стоимость, а значит, и норма прибыли для переработчика. В некоторых случаях процесс переработки отходов и создания новой товарной продукции может составлять единую технологическую цепочку».

Помимо этого «Механобр» стремился сделать свои линии гораздо более дешевыми (при тех же характеристиках), чем существующие аналоги. Так, его линия по переработке крупногабаритных ТБО (холодильники, мебель, двери, оконные рамы и т.п.), аналогичная немецкой, дешевле ее в два-три раза (в зависимости от комплектации). К тому же запчасти для линии «Механобра» в среднем в два раза дешевле немецких, хотя срок службы у них одинаков. Это значит, что и первоначальные вложения, и текущие затраты ниже, а рентабельность петербургской линии заметно выше немецкой. Подобные параметры характерны и для других линий «Механобра» (все они, по расчетам, окупаются в среднем за год).

Таких результатов компания смогла достичь благодаря грамотно организованному инновационному процессу. «Механобру» удалось избежать главного порока российской инновационной сферы – несовпадения интересов науки и бизнеса. Здесь деятельность научного подразделения жестко подчинена потребностям производства, поэтому усилия ученых направлены на решение сформулированных выше главных задач компании – углубление переработки и снижение себестоимости оборудования по сравнению с аналогами, а также создание единых технологических цепочек. Решить эти задачи удалось с помощью уникальных разработок, некоторые из которых потянули на научные открытия. В данной сфере «Механобр» имеет три оформленных научных открытия, причем два из них сделаны уже в рыночные времена. Одно позволяет радикально сократить потребление электроэнергии, что крайне важно для переработки отходов, ибо доля энергозатрат в таком процессе обычно составляет около 80%. Например, оборудование «Механобра», установленное на Сясьском ЦБК, позволило сократить энергозатраты при утилизации отходов комбината в среднем в три раза, а по некоторым видам отходов – в 40 раз!

В рамках государственного контракта «Механобр» разработал 11 технологических линий по переработке отходов разных типов. Многие из этих линий в той или иной степени апробировались на петербургских предприятиях, а три прошли полноценные испытания с целью последующей коммерческой эксплуатации для производства товарной продукции. По результатам этих испытаний можно судить об экономической эффективности линий.

Разведка боем

Все опрошенные нами руководители предприятий, работавших с линиями «Механобра», отмечают их характерные достоинства – пониженные энергозатраты, более широкий спектр принимаемого линией сырья, более глубокую его очистку (выделение примесей) и переработку, что значительно расширяет возможности реализации продуктов. Так, по словам Сергея Шаховца, генерального директора ЗАО «Эласт», где испытывалась линия «Механобра» по переработке автомобильных покрышек (в июне начнется ее коммерческая эксплуатация), после небольшой доработки она будет использована для изготовления автомобильных ковриков и брызговиков для «Форда» (компания «Эласт» участвует в локализации автосборки
заводов «Форд-Всеволожск» и московского «Автофрамос», выпускающего «Рено-Логан»). При этом стоимость сырья для таких изделий понизится примерно в два раза. Это позволяет решить ключевую проблему локализации иностранной автосборки – способность российских производителей предложить конкурентную цену при довольно низких тиражах изделий.

Инновационные технологии позволили примерно вдвое удешевить производимое вторичное сырье по сравнению с первичным, а также значительно расширить его ассортимент

Двукратное снижение стоимости продукта отмечает и Сергей Иванов, генеральный директор компании «Пластполимер», где проходила испытания и доводку линия рециклинга пластиковой тары. Помимо сырья (пластикового гранулята) данная линия «Механобра» производит пластиковую черепицу – симпатичное на вид изделие, которое можно продавать населению, причем по более низкой, чем у конкурентов, цене (при том же качестве). Как утверждает директор «Пластполимера», западных аналогов этой линии не существует, так что широкое ее применение может вообще открыть в России новый рынок – эффективной переработки пластиковой тары. В силу недостаточно высокой рентабельности имеющихся технологий такая тара пока остается у нас практически вне рециклинга. Благодаря всем этим преимуществам линия без проблем, как утверждает Иванов, прошла экспертизу в Москве, что, по его словам, с питерскими проектами происходит нечасто.

Как утверждают специалисты «Механобра», разрабатываемая сейчас ими линия по производству почвогрунта «Малахит» из пищевых отходов (с добавлением штаммов полезных бактерий ВНИИСХ Микробиологии) – основного по массе компонента городского мусора, также не имеет аналогов в мире. Эту линию установят при строительстве второй очереди МПБО-II, которая должна быть запущена в 2008 году. Администрация Петербурга заключила с «Механобром» контракт на разработку и авторское сопровождение проекта второй очереди. Он предполагает практически стопроцентную переработку обычного компоста в высококачественный компост и почвогрунт. Помимо этого на МПБО-II установят линии для рециклинга отходов других типов. Причем все они будут куплены у «Механобра» (нынешняя, установленная в составе первой очереди реконструкции завода, оплачена федеральным контрактом).

Судя по рецензии ЗАО «Завод ТЭКОН», где уже около года работает (фактически в режиме промышленной эксплуатации) линия «Механобра» по переработке и сортировке электронного и электротехнического скрапа и кабеля, широкомасштабное использование таких линий для получения цветных (в том числе драгоценных) металлов может сделать Петербург сырьевым регионом. В связи с бурным развитием электроники практически на всех предприятиях происходит постоянная смена поколений различного оборудования, в составе которого содержится значительное количество драгметаллов. При этом, по данным Гохрана, бытовой электронный скрап содержит в 10−15 раз больше драгметаллов, например золота и меди, чем руда, а военный электронный скрап – в 100 раз больше золота и в 30 раз – меди. Параметры линии «Механобра» таковы (дешевле лучшего немецкого аналога в 3,3 раза, производительность на 25% выше, более глубокая переработка, срок окупаемости девять месяцев), что извлечение металлов из списанных приборов оказывается выгоднее, чем добыча полезных ископаемых. Экспертами подсчитано, что на свалках Северо-Запада в составе электронного мусора находится около 120 тонн золота.

Еще одна линия способна решить проблему строительных отходов. Она из разрушенных бетонных блоков, свай, железобетонных столбов, шпал делает кубовидный щебень и отделяет металлолом. Металл идет в утильсырье, а щебень используется для отсыпки дорог, причем, как утверждают на Кировском заводе, где линия проработала около года, он пользуется большим спросом, потому что по ряду параметров этот щебень очень высокого качества.

Залоговый стимулятор

Несмотря на очевидные достоинства разработок «Механобра», они (не говоря уже об аналогах) не могут обеспечить высокорентабельной переработки всех видов отходов. Так, линия по переработке одной из самых распространенных упаковок – пластиковой – пока имеет рентабельность порядка 25−30% (по оценке Бориса Аронова, директора компании ЗАО «Агроресурс» – ее будущего коммерческого пользователя). Но этого недостаточно для того, чтобы переработчики платили довольно высокую цену сборщикам пластиковой упаковки и произошла самоорганизация системы сбора и доставки сырья на переработку, подобно тому как это имеет место в случае с бутылками, металлоломом, алюминиевыми банками, макулатурой.

Подобные проблемы касаются и некоторых других видов мусора. Между тем без эффективной системы обеспечения сырьем перерабатывающие предприятия работать не могут. Поэтому практически все участники рынка указывают на целесообразность применения западного опыта по законодательному введению в России так называемой «залоговой цены» – составляющей в стоимости товара, предназначенной для оплаты его будущей утилизации. Ее необходимо ввести на все те товары, сбор (включая вторичную сортировку) и доставка которых к местам переработки, а также подготовка к утилизации (частичная разборка автомобилей, бытовой электроники и др.) требует значительных затрат. По словам директора «Эласта», введение «залоговой цены», например, для автомобильных покрышек дает бизнесу сильный стимул заняться их переработкой и одна из наиболее серьезных экологических проблем каждого крупного города в России может быть решена в кратчайшие сроки.

Помимо этого чисто экономического аргумента некоторые специалисты указывают и на социальный. «Состоятельные граждане, имея высокий уровень потребления и, соответственно, выбрасывая больше упаковки и других товаров, при таком подходе не получают скрытой коммунальной льготы на переработку, так как затраты на обращение отходов введены в цену товара», – резонно замечает Николай Колычев. В настоящее время по поручению Минпромнауки РФ Леонид Вайсберг во главе группы экспертов готовит проект федерального закона «О вторичных материальных ресурсах», в котором предусмотрено введение «залоговой цены».

Как утверждает заместитель генерального директора ГУП «ЭКОТЕХПРОМ» член-корреспондент РАЕН Адам Гонопольский в своей статье в журнале «Рециклинг отходов», «настоящим тормозом, препятствующим динамичному развитию индустрии рециклинга в нашей стране, является малая мощность высокотехнологичных производств по переработке отходов в ликвидную, рентабельную продукцию». Причина понятна: пока рентабельность таких производств была низкой, наращивать их мощность было невыгодно. Как показывает опыт компании «Механобр-Техника», инновационный подход способен значительно повысить рентабельность рециклинга, а значит, и заинтересованность бизнеса в расширении масштабов переработки. Так что можно прогнозировать предстоящий в скором времени значительный рост этого рынка.

Владимир Грязневич
«Эксперт Северо-Запад» №18(271), 15 мая 2006

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -