Отходы.Ру
https://waste-tech.ru/?utm_source=wastetech&utm_medium=refferal&utm_campaign=wasteru&utm_id=wastetech

В решении проблемы мусора главное – разум

Разместил Редактор в 07.04.2006 (4293 прочтений) Вторичная переработка
Вторичная переработка




Предприятие «Пермь-Рециклинг» предлагает рациональную
и малобюджетную схему управления отходами производства
Высокие темпы роста экономики, благосостояния населения и в особенности увеличения объемов производства в добывающих отраслях промышленности неизбежно сопровождаются столь же высокими темпами образования отходов. В таких условиях существующая система обращения с отходами, основанная на решении частных проблем градообразующих предприятий и отдельных населенных пунктов, крайне неэффективна и затратна. Анализ структуры образующихся в крае твердых бытовых отходов (ТБО) заставляет задуматься о необходимости резкого сокращении их количества на фоне роста бюджетных расходов и платежей населения и предприятий за размещение отходов.

По расчетам экологов, к 2010 году общий объем всех видов отходов производства и потребления в Перми превысит 6 млн тонн. Столько же на сегодняшний день составляет годовой грузооборот Архангельского морского порта, средний объем экспорта зерна из России и ежегодный выпуск проката на крупном металлургическом предприятии. Нежизнерадостные слова Нильса Бора: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре – оно задохнется в собственных отходах» при таком раскладе начинают казаться пророческими. Однако в нашем регионе (территории успеха, как гласят PR-лозунги) допустить наступление экологической катастрофы власти, естественно, не намерены. Необходимо наладить утилизацию отходов и повысить эффективность использования материально-сырьевых, топливно-энергетических ресурсов и ТБО. И надо отдать должное, муниципальные и региональные власти на протяжении уже нескольких лет усиленно ищут оптимальную технологию переработки отходов.

Специалистами ООО «Пермь-Рециклинг» разработана концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Пермского края. Она является подготовительным этапом к построению эффективной комплексной системы, которая определяет основные механизмы управления отходами.

Как прописано в концепции, в этой сфере предстоит решить ряд ключевых проблем. Одна из них – отсутствие в регионе единой системы учета производителей отходов, взимания с них платежей и контроля со стороны налоговой службы. Поэтому большинство загрязнителей, не озабоченных последними веяниями экологической ответственности, надеются на русский «авось» и бесконтрольно наращивают объемы своего мусора. И так же бесконтрольно его вывозят.

Вторая проблема, как уже говорилось, – недопустимое количество направляемых на захоронение отходов производства и потребления и низкий уровень извлечения из них вторичных ресурсов. Это во многом связано с трудностями сортировки смешанных с пищевой фракцией остальных отходов. Следующий момент – отсутствие систем управления опасными, медицинскими и биологическими отходами.

И, наконец, главное препятствие – слабое участие бизнеса в этой сфере, полное отсутствие экономической заинтересованности населения и предпринимателей в сборе и переработке отходов производства и неразвитая инфраструктура предприятий переработки отходов производства.

– Переломить ситуацию возможно, главное – подойти к решению вопроса конструктивно, – считает директор компании «Пермь-Рециклинг» Сергей Ковалев. – Для этого необходимо всячески стимулировать участие в этой сфере субъектов малого предпринимательства. По примеру всех столиц стран ЕС в крае надо ввести тендерные условия при заключении контрактов на проведение комплексных работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению отходов производства и потребления. Но цепочка должна быть замкнута таким образом, чтобы существовала и работала инфраструктура по переработке вторичных ресурсов.

– Что необходимо сделать для создания такой инфраструктуры?
– В первую очередь принять закон Пермского края об обращении с отходами производства и потребления, регулирующий взаимоотношения в этой сфере и стимулирующий вовлечение в хозяйственный оборот полезных компонентов отходов. Кроме того, предстоит проведение детальной инвентаризации ТБО и крупногабаритного мусора (КГМ), а также лицензирование предприятий, занятых их сбором, транспортировкой, переработкой и захоронением. Уполномоченному губернатором края органу исполнительной власти по управлению отходами производства и потребления, в свою очередь, следует заключить соглашения с муниципалитетами об информационном обмене в части переработки опасных отходов производства и потребления на государственных и муниципальных предприятиях. Администрации Пермского края в рамках концепции полагается разработать целевую программу вовлечения вторичных ресурсов, содержащихся в отходах, в полезную продукцию, которая будет изготавливаться на предприятиях края и использоваться преимущественно в пермском регионе. Следующим перспективным шагом должно стать создание биржи вторичного сырья.

В данный момент мы со своей стороны предлагаем эффективную технологию управления отходами, учитывающую все узкие места. Вот уже на протяжении семи лет наша компания проводит планомерную работу по разработке и внедрению передовых методов переработки и утилизации отходов производства и потребления. Мы располагаем для этого материально-технической базой, штатом квалифицированных специалистов и всеми необходимыми лицензиями в сфере обращения с отходами. В тех трех районах Перми (Мотовилихинском, Орджоникидзевском и Свердловском), обслуживанием которых мы целенаправленно занимаемся, мусора стало значительно меньше. И мы готовы транслировать этот опыт дальше, причем в намного более совершенной форме. Дело только за административным ресурсом.

– В чем состоит предлагаемая вами схема?
– Как известно, существует три пути решения мусорного вопроса: сжигание, вывоз на свалку и переработка. Большинство цивилизованных стран справедливо отвергли первый вариант, поскольку, с одной стороны, мусоросжигательный завод обходится, мягко говоря, в астрономическую сумму, а с другой – в результате сжигания мусора вырабатываются еще более вредные вещества, чем при его хранении: диоксины и шлаки. Свалки же, в свою очередь, причина инфекций, пожаров, отравлений грунтовых вод. К тому же все полигоны уже переполнены до предела, по крайней мере в Перми. Сегодня, по нашему мнению, около половины всех ТБО, вырабатываемых городом, можно направлять на вторичную переработку, а в перспективе этот объем можно довести до 80–90 процентов.

Мы намерены решить мусорную проблему города практически без бюджетного финансирования или при его минимальных объемах, базируясь на обслуживании одним оператором всех существующих звеньев технологической цепочки (мусоропровод, контейнерная площадка, сортировка, вывоз и захоронение).

– Каким образом вы это сделаете?
– Объясняю. Все технические средства проекта комплектуются по модульному принципу. Первый состоит из приемно-сортировочного пункта (ПСП) и нескольких специально дооборудованных контейнерных площадок. Устанавливается ПСП на месте одной из таковых. Все модули структурно объединены в общую систему, которая замыкается на центральную станцию. Итак, на ПСП поступают ТБО из жилого сектора (через жителей, дворников и т. д.) и находящихся на обслуживаемой территории коммерческих предприятий. Персонал пунктов немедленно сортирует поступившие отходы. Если же кто-либо приносит уже рассортированные отходы, то этот товар у них покупается в приемно-сортировочном пункте и, таким образом, вводится механизм личной экономической заинтересованности каждого жителя. Затем работники пунктов прессуют рассортированные по фракциям ТБО в небольшие тюки для селективного сбора. Бесполезные остатки, подлежащие вывозу для захоронения, прессуются отдельно. В итоге рассортированные и спрессованные ТБО поступают на центральную станцию для прессования в большеобъемные тюки и после накопления необходимого объема продукции отправляются на переработку.

– Какие затраты нужны для реализации этой схемы?
– Нужно провести конкурсы по лотам, в результате которых выигравшие компании получили бы право на обслуживание определенных территорий. Такой подход будет стимулировать конкурсантов к внедрению передовых технологий. Параллельно надо организовать ПСП и центральную станцию, что, собственно, мы и берем на себя, выступая генподрядчиком на сбор, транспортировку, переработку и захоронение отходов. Очень важно стимулировать население, прививая ему навыки и привычки селективного сбора.

Но чтобы эта схема заработала без сбоев, без поддержки администраций всех уровней не обойтись. Федеральному центру предстоит подготовить условия для успешной реализации проектов по организации раздельного сбора ТБО, а также сформировать нормативно-правовую и налоговую базу, которая будет способствовать становлению рынка вторичного сырья. В первую очередь нужен закон о залоговой стоимости на утилизацию продукции. Вторая важная задача федеральных властей состоит в поддержке программ сбора вторсырья путем развития рынка для собранных материалов и налаживании системы государственных закупок на продукты, полученные из отходов.

Было бы целесообразным еще в текущем полугодии принять закон об обращении с отходами производства и потребления Пермского края, где будет детально прописана схема реализации идеи «Пермь-Рециклинга» на территории региона. Я полагаю, что при искренней заинтересованности властей мы сумеем решить проблему отходов и сделать наш город чище.

ООО «Пермь-Рециклинг»,
тел. 268-45-07, 241-93-45.

"Деловое Прикамье" Номер №13 от 7 апреля 2006

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -