Отходы.Ру
https://waste-tech.ru/?utm_source=wastetech&utm_medium=refferal&utm_campaign=wasteru&utm_id=wastetech

Иркутская область заинтересована в сохранении гидролизной промышленности

Разместил Редактор в 10.08.2007 (3949 прочтений) Вторичная переработка
Гидролизные заводы в Иркутской области (Бирюсинский, Тулунский и Зиминский) были построены в 1950-е годы, в период бурного развития в регионе лесопромышленного комплекса. Предприятия работали очень рентабельно, утилизировали около 1 млн куб. м отходов лесопиления и производили на этой основе этиловый спирт, а также сопутствующие продукты - фурфурол, углекислоту, кормовые дрожжи.


Гидролизный спирт использовался для технических целей. Рынок этот был обширным, закрытым для спирта, производившегося из пищевого сырья. Почему столь успешно работающая отрасль оказалась в глубоком кризисе? Какова ситуация с гидролизными заводами сейчас и есть ли перспектива их возрождения? На эти и другие вопросы отвечает директор департамента промышленности Иркутской области Александр Суходолов.

- В начале 2000-х годов на уровне Правительства РФ были приняты два ключевых решения, радикально изменившие экономическую ситуацию в отрасли, - пояснил он. - Во-первых, был введен акциз на гидролизный спирт, а во-вторых - разрешено использовать пищевой спирт для технических целей. Эти два решения, принятые на уровне федерального центра, сделали гидролизную промышленность неконкурентоспособной, предопределили ее нынешнее кризисное состояние.

- Почему акцизный налог сделал гидролизный спирт неконкурентоспособным по сравнению со спиртом, производимым из пищевого сырья?

- Все очень просто. Себестоимость спирта из древесного сырья в 1,3-1,5 раза выше, чем из пищевого, что обусловлено наличием в технологическом цикле дополнительного весьма затратного звена - сернокислотного гидролиза древесины. Безакцизная реализации гидролизного спирта делала его цену сопоставимой с ценой пищевого спирта. Введение акциза изменило ситуацию.

При этом второе решение, разрешающее использовать пищевой спирт для технических целей, открыло ранее недоступный рынок для более дешевого спирта из пищевого сырья и окончательно вытеснило с этого рынка гидролизный спирт. В кризисе оказались все гидролизные заводы страны.

Ситуация усугубилась решением о масштабной реализации с 2004 года запасов спирта из Росрезерва (по ценам себестоимости пищевого спирта) - в объеме примерно 10% его годового производства. При этом почти весь объем реализован с государственного унитарного предприятия "Залив" (Хакасия), находящегося вблизи гидролизных заводов Иркутской области и Красноярского края.

- Кто и как может стабилизировать ситуацию в гидролизной промышленности и создать условия для ее роста?

- Это возможно только на уровне федерального центра, путем реализации двух принципиальных направлений.

Во-первых, необходимо отменить акциз на гидролизный спирт, что уравняет гидролизные заводы с производителями спирта из пищевого сырья, даст им равные конкурентные шансы на рынке. Во-вторых, принять федеральную программу по топливному этанолу.

Если на уровне федерального центра будут приняты только эти два решения, то ситуация в отрасли радикально изменится.

- Александр Петрович, несколько слов о топливном этаноле.

- Использование абсолютированного этилового спирта (этанола) в качестве топливной добавки открывает ему новый обширный рынок сбыта, где хватит места производителям гидролизного и пищевого спирта. Во всем мире это направление активно разрабатывается. Например, в ЕЭС доля подобных добавок достигла 1% в общем объеме моторного топлива. В связи с переходом на новые экологические стандарты (Евро-4 и Евро-5) поставлена задача до 2010 года увеличить долю до 5,4%. По мнению экспертов, при ценах на нефть более 70 долларов за баррель производство топлива на основе спирта становится рентабельным, при этом решаются экологические задачи.

- Основным акционером заводов являлось государство в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Как решались вопросы перспективной работы предприятий на федеральном уровне?

- Областная администрация и губернатор Иркутской области неоднократно обращались в адрес Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, в Правительство РФ. Соответствующие обращения в федеральные ораны власти были со стороны Законодательного собрания Иркутской области. Но это не принесло результатов. Мер по стабилизации работы заводов на уровне федерального центра принято не было. Собственник остался безучастным к нарастающей кризисной ситуации.

В этих условиях администрация Иркутской области была вынуждена брать на себя функции собственника (что противоречило федеральному законодательству), решая вопросы выплаты зарплаты и беря на себя расходы по поддержанию систем жизнеобеспечения населения городов. Ведь заводы являлись градообразующими и сильно влияли на социльно-экономическую обстановку на соответствующих территориях.

Администрация области до сих пор занимается урегулированием социальной напряженности. На заводы постоянно выезжают рабочие группы, чтобы на месте решать назревающие проблемы.

Но еще раз подчеркну: силами только региональной власти не удастся преодолеть кризис в гидролизной промышленности. На региональном уровне можно лишь частично компенсировать последствия этого кризиса.

- Заинтересована ли Иркутская область в сохранении гидролизной промышленности?

- Безусловно. Ведь предприятия отрасли выполняют градообразующую функцию. Кроме того, они утилизируют отходы лесозаготовки и лесопереработки, повышая тем самым эффективность работы лесопромышленного комплекса региона.

Немаловажен и тот факт, что на заводах имеются мощности для производства кормовых дрожжей (14 тыс. т), одного из лучших источников полноценного белка, хорошо дополняющего белки растительных кормов, что очень важно для растущего АПК региона. Достаточно сказать, что по содержанию витаминов и микроэлементов кормовые дрожжи значительно превосходят другие концентрированные корма. Основными их потребителями могут стать животноводческие и птицеводческие комплексы Сибири. Возобновить их производство можно только на работающих предприятиях. Для этого необходимы решения на уровне федерального центра.

- Что конкретно предпринимается по стабилизации работы заводов?

- Подписан протокол намерений и утвержден план мероприятий с Топливно-энергетическим союзом. Рассматривается возможность использования мощностей Тулунского гидролизного завода для производства топливного этанола. Недавно с этой же целью завод посетила группа экспертов из Мюнхена. Иркутская область может выступить своеобразной экспериментальной промышленной площадкой по отработке на региональном уровне общероссийской программы топливного этанола. Для этого имеется соответствующая промышленная база.

Газета "Областная"

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -