Отходы.Ру
https://waste-tech.ru/?utm_source=wastetech&utm_medium=refferal&utm_campaign=wasteru&utm_id=wastetech

"Кладбище" старых шин: как решить мусорную проблему в Тюмени?

Разместил Редактор в 06.10.2007 (5107 прочтений) Вторичная переработка


Автобум в Тюмени может нанести урон экологии, если не будет решена "мусорная" проблема — что делать с отслужившей свой век "обувкой" для машин. Теме утилизации старых шин было посвящено очередное заседание авто-пресс-клуба, одним из организаторов которого является журнал "AUTOTOP". Как выяснилось в ходе дискуссии, ситуация у нас сложилась парадоксальная. С одной стороны, утильсырья в городе с избытком — б/у резиной забиты шиномонтажки, склады, автодромы, существуют нелегальные свалки. С другой стороны, в регионе, оказывается, есть и шинопереработчик, но его бизнес "буксует" на месте из-за недостаточных объемов сырья. В чем тому причина, и как решить проблему утилизации — пытались разобраться участники авто-пресс-клуба.

"Резиновые горы"
В начале разговора эксперты сошлись во мнении — проблема с утилизацией использованной резины действительно стоит остро. Выбрасывать автошины, которые практически не подвержены природному разложению, на свалки запрещено. Их нужно сдавать в специализированные предприятия, занимающиеся переработкой и утилизацией. "В Тюменской области из пяти предприятий, имеющих лицензию на сбор шин, только два предприятия могут заниматься утилизацией. Но, по сути, в Тюмени пока идет только накопление старых покрышек, а утилизации не происходит. По официальным данным, за год накапливается около трех тысяч тонн изношенных шин, по неофициальным — десять тысяч тонн. А число машин в городе ежегодно растет на 25 тысяч", — сообщил заместитель начальника отдела экологического контроля областного департамента недропользования и экологии Роман Багабиев.

То, что в нашей области есть предприятие, готовое принять старые шины на переработку, удивило многих представителей шинного бизнеса. "До сих пор мы не знали о его существовании, — сказал директор шинного центра "ЮМИКС" Юрий Иванов. — Пока мы не представляем, куда девать использованные покрышки. Закапывать в лесу нельзя, на кладбищах (в холодное время года там с помощью резины разогревают землю — прим. авт.) уже не принимают. К нам иногда приезжают за старыми шинами, но что люди с ней делают, мы не знаем. Забрали, и слава богу".

Если даже "шинники" не знают, как избавится от резины, то автомобилисты и подавно. Обычно люди оставляют ненужные больше покрышки на шиномонтажках (причем одни мастерские принимают шины бесплатно, другие берут с клиентов по сто рублей), на автостоянках, обочинах дорог или в лесу. Для понимания серьезности проблемы заместитель начальника городского управления по потребительскому рынку Елена Еремина озвучила статистические данные. На 1-ое сентября в Тюмени насчитывалось 277 станций техобслуживания и 119 платных стоянок, а число машин в городе достигло 135 тысяч. И с каждым годом автопарк будет расширяться, а значит, будут расти и горы изношенной резины.

Отходы — в доходы
Хоть старые шины и вредный для экологии мусор, но они еще могут пригодиться людям. Во многих странах переработка вторсырья является выгодным бизнесом. Измельченная в асфальтовую крошку и порошок, резина послужит "подушкой" для новых дорог и на долгие годы продлит их срок эксплуатации. Ее применяют для укрепления берегов водоемов, склонов дамб и карьеров. Еще из этой крошки изготавливаются автомобильные брызговики и коврики, покрытия для спортивных стадионов, теннисных кортов и т. д.

В Тюменской области переработкой шин готово заниматься предприятие "Тюменьэкопром". Оно начало работу недавно — в мае, и установка по переработке еще не запущена: компания не может набрать достаточного объема резины для того, чтобы производство было безостановочным. Между тем, мощность установки позволяет перерабатывать полторы тонны резиновой "автообуви" в час, на выходе будет получаться 200-300 тонн крошки в месяц.

Находится предприятие в Ялуторовске. "Мы вынуждены были поселиться в Ялуторовске, потому что квадратные метры, рабочая сила, электроэнергия стоят там дешевле, чем в областном центре", — сказал гендиректор "Тюменьэкопрома" Петр Лысов. Он добавил, что это экологически чистое производство — резина перерабатывается механически. Получаемая крошка, считает гендиректор, будет пользоваться хорошим спросом и в нашем, и в других регионах, там уже есть заинтересованные клиенты. Но вот поставлять им пока нечего.

Почему перерабатывающий бизнес "буксует" на месте? Одна из главных причин — за утилизацию шин должен платить тот, кто привозит на фирму покрышки. "Тюменьэкопром" принимает автошины по 5-6 тысяч рублей за тонну (это примерно сто шин). По словам Петра Лысова, это усредненная цена, другие тюменские предприятия берут за тонну 7-8 тысяч рублей, причем они не занимаются переработкой. Кроме того, на желающих избавиться от изношенной резины ложатся еще и расходы по ее доставке в Ялуторовск. В итоге многие представители сервисного автобизнеса и шинных центров считают, что сдавать покрышки в утиль для них слишком накладно. Свою позицию они аргументируют тем, что сами должны будут брать деньги со своих клиентов — где-то по 60-100 рублей за шину. А далеко не все автовладельцы согласны платить такие деньги за утилизацию резинового хлама.

Впрочем, как заверил участников дискуссии Петр Лысов, предприятие "Тюменьэкопром" готово договариваться с каждым поставщиком о приемлемых для обеих сторон условиях сотрудничества: "Если клиент будет привозить мне большие объемы резины, то я снижу цену, к примеру, буду брать уже тысячу рублей за тонну".

Обещание индивидуально подходить к каждому поставщику нашло отклик у "шинников". Как отметил менеджер отдела по оптовым продажам ООО "Шинторг-Центр" Михаил Козлов, "сотрудничая с переработчиком, мы получили бы конкурентное преимущество — смогли бы, поставляя нашим клиентам новые шины, забирать у них старые. Для покупателей, особенно находящихся в северных округах, это очень удобно. Но готовы ли они будут платить за утилизацию, вот в чем вопрос. И конечно, наша компания тоже не должна остаться в накладе. Главное, чтобы посредничество не было для нас убыточным".

Плохой PR или вина экологов?
Возможно, переработчик и предприятия автобизнеса могли бы уже выстроить взаимовыгодные отношения, если б "шинники" знали о существовании "Тюменьэкопрома". Поначалу Петр Лысов не согласился с тем, что предприятие плохо продвигает свои услуги ("Мы давали объявления в газетах", — сказал он), но потом все-таки признал справедливость упреков. При этом он заметил, что информационный "вакуум" возникает в том числе и по вине экологов. "Почему они только штрафуют предприятия за хранение использованных шин и не говорят, куда их можно сдать на утилизацию", — недоумевает Петр Лысов.

Действительно, вопросов к "экологическим" чиновникам у участников авто-пресс-клуба было много, но от управления экологии администрации города так никто и не пришел. А представитель областного департамента недропользования и экологии Роман Багабиев сказал, что "они сообщают предприятиям, кто в нашем регионе занимается утилизацией шин". Возможно, предположил один из экспертов заседания, нарушителям дешевле откупиться штрафами, чем сдавать резину на утилизацию.

Без кнута не обойтись?
А что делать частному автомобилисту, не везти же четыре шины в Ялуторовск, поинтересовались журналисты. Как ответил гендиректор "Тюменьэкопрома", нам нужно перенимать опыт зарубежных стран, где автовладельцы отвозят шины на СТО, а те четко знают, кому сдавать резину на переработку. Хорошо, тогда почему бы "Тюменьэкопрому" не открыть пункты приема на городских станциях техобслуживания? "Мысль хорошая, но пока убыточная для нас, ведь хозяин СТО тоже хочет получить свою выгоду. И потом люди охотно сдают то утильсырье, за которое им заплатят, а тут нужно самим платить за то, чтобы шины взяли в утиль", — пояснил Петр Лысов. Впрочем, он все же выразил намерение ближе к новому году открыть в Тюмени пункт приема шин.

Может, имеет смысл принимать покрышки за минимальную плату или бесплатно, предлагали участники разговора. "Бизнес будет доходным, только если принимать шины на платной основе, — возразил гендиректор "Тюменьэкопрома". — Переработка резины — очень затратное производство, расходуется большое количество энергии. Кроме того, мне нужно выдать зарплату работникам, заплатить налоги, доставить конечную продукцию потребителям".

"В зарубежных странах за утилизацию шин платят автомобилисты. Так должно быть и у нас. Мы же ведь платим за вывоз бытового мусора. Здесь проблема — в менталитете, потребительской и экологической безответственности людей", — высказала свою позицию заместитель начальника управления по потребительскому рынку администрации города Елена Еремина.

Тут разгорелся спор о том, каким образом ломать стереотипы. Представители власти считают, что на первый план выходит воспитание, следует прививать населению потребительскую культуру. И делать это должно само общество, а не власть. Как заметил представитель "Шинторг-Центра" Михаил Козлов (и многие с ним были солидарны), воспитание нужно, но оно потребует немало времени, а решить проблему важно сейчас, страдает-то экология: "Необходимо менять законодательную базу в нашем регионе".

По мнению большинства собравшихся, без кнута не обойтись: надо ввести обязательный сбор (налог) на утилизацию шин с каждого автомобиля. И наказывать рублем тех, кто выбрасывает шины на природе, обочинах, свалках. "Мы четко обозначили проблему, но без участия экологов ее не решить", — подытожили участники дискуссии. Однако мнение чиновников от экологии на заседании авто-пресс-клуба так и не прозвучало.

ВСЛУХ.РУ

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -