Отходы.Ру
https://ecoforumbvk.ru/

Мусор и москвичи – кто кого? Как избавиться от отходов и заработать на этом деньги

Разместил Редактор в 20.12.2007 (2899 прочтений) Вторичная переработка
Каждый житель Москвы ежегодно "производит" 250 кг бытовых отходов. Это так называемый бытовой мусор /те пакеты, которые мы с вами каждый день опускаем в мусоропровод или выносим на свалку/. Есть еще мусор технический – его производят фирмы и предприятия. Там масштабы куда более значительны. В целом город ежегодно вырабатывает 19 млн т мусора. Для захоронения остатков бытовой деятельности москвичей сегодня используются 10 полигонов, расположенных в Московской области. Однако все они уже переполнены и через три года будут закрыты.


Что делать с мусором? Каковы перспективы экологичных альтернатив его утилизации и, наконец, можно ли зарабатывать на этом деньги, как это делают в Европе? Все это вполне реально, убеждены участники пресс-конференции "Столичный мусор и москвичи: кто победит?" Заявленная тема вызвала оживленную дискуссию среди участников, однако к единому мнению они так и не пришли. Что ж, учитывая, что "мусорный" вопрос – действительно "больное место" любого мегаполиса, это неудивительно. Но в спорах, как известно, рождается истина. У заинтересованных сторон есть еще немного времени, чтобы изменить ситуацию кардинально. И не допустить, чтобы москвичи все-таки задохнулись в собственных бытовых отходах. А уж если утилизация последних будет еще и экономически выгодна – вовсе замечательно.

Как рассказал начальник отдела экологического контроля за отходами Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Иван Малеев, еще несколько лет назад была разработана городская концепция извлечения максимальной прибыли из утилизации мусора. Ее суть в двух словах – по максимуму извлечь то, что можно подвергнуть вторичной переработке, остальное сжечь или захоронить. В Москве существует городской закон "Об отходах производства и потребления", дополняющий федеральное законодательство. В целом сегодня коммунальщики неплохо справляются со своевременной утилизацией отходов и очисткой от них города. Однако для дальнейшего развития "мусорного дела" необходим длительный план на перспективу. Концепция выделяет 7 наиболее проблемных направлений – это крупногабаритный мусор, медицинские отходы, "отходы автомобилизации", строительства и сноса жилья, электроника, пищевые отходы, опасные отходы. По каждой группе намечен определенный список мероприятий, который должен быть утвержден правительством Москвы до конца 2008 года.

Если говорить о бытовых отходах – а их ежегодный объем исчисляется цифрами порядка 5 млн т, то 1,5 млн т из них утилизуется на полигонах, а остальное сжигается, рассказал И.Малев. Для раздельного сбора мусора в городе установлены дополнительно 4 тыс специальных контейнеров, однако достаточных мощностей по его переработке пока нет. Контейнеры, как правило, рассчитаны на два вида мусора: стекло, пластик, металл и макулатура. Однако сознательность людей пока низка. По ряду оценок, содержание контейнеров лишь на 60 проц соответствует тому, для чего они предназначены. Работают пункты сдачи вторичного сырья, рассчитанные на малообеспеченные слои населения. Те выполняют роль своего рода "санитаров города", собирая бутылки, алюминиевые банки и прочий хлам, что граждане кидают, где попало.

Пока такие контейнеры установлены лишь в 37 районах города. В текущем году были отсортированы и направлены на переработку 2,2 млн т вторичных ресурсов. Но могло /и должно/ быть гораздо больше. Многие считают, что программа малоэффективна из-за того, что в городе не проводится активной рекламной кампании на тему "сортируй мусор сам". Поэтому в отсортированном виде на мусоперерабатывающие заводы поступает лишь 10 проц мусора, еще 20 проц добавляется посредством механической сортировки. Сегодня в столице функционирует котляковская сортировочная станция на 300 тыс тонн мусора в год, в перспективе рядом с ней будет построен мусоросжигательный завод. Это позволит решить проблему Южного и частично Юго-Восточного округа столицы.

По словам координатора проекта Greenpeace по эффективному использованию ресурсов Игоря Бабанина, раздельные контейнеры установлены и в Санкт-Петербурге. Сегодня в городе их порядка 2 тыс, а уже к концу года они "охватят" половину города. Правда, никакой рекламной и пиар-поддержки от местных властей у этой инициативы нет, но и без этого 25 проц горожан добровольно сортируют мусор. Эти цифры И.Бабанов считает довольно приличными. Когда в Москве в порядке эксперимента были установлены аналогичные контейнеры, результаты оказались еще выше. Многое зависит и от тех, кто занимается их непосредственным обслуживанием. Во-первых, эффективность повышается, если контейнеры устанавливать окном к людям, а нередко это окошко оказывается повернутым к стене. Во-вторых, и это главное, контейнеры нужно регулярно вовремя вывозить. Так что при надлежащем желании совершить переворот в общественном сознании возможно. Как считает И.Малев, уже через 2-3 года система начнет давать реальные результаты.

Раздельная сортировка мусора производится не просто так. Для того, чтобы понять, для чего это нужно, посмотрим, из чего он состоит. Вначале немного цифр: за 15 лет Москва "закопала" 53 млн т мусора и около 1 млн т – сожгла. Об этом рассказал вице президент "Российского зеленого креста" Александр Чумаков. Под официальные свалки сегодня отведено 779 га земли, однако по сути это число вдвое больше. Твердые бытовые отходы /ТБО/ примерно на 25 проц состоят из бывших пищевых продуктов, и эта составляющая считается самой, простите за тавтологию, "непродуктивной". Переработать ее можно разве что на биогаз, который, в свою очередь, пригоден для получения тепловой и электрической энергии. Наиболее ценные составляющие ТБО – макулатура, пластик, дерево, стекло. Их можно довольно выгодно переработать вторично, главное – вовремя отделить от пищевых отходов.

Для этого необходимо развивать мусороперерабатывающую индустрию, а она у нас, как говорилось, находится в зачаточном состоянии. А.Чумаков рассказал о том, как может действовать такой комбинат по переработке мусора. "На входе" поступают отходы как с городских свалок, в том числе предварительно отсортированные, так и с пунктов сбора сырья. Затем производится механическая сортировка, после которой "пищевая фракция" обращается в биогаз, а макулатура, стекло и т.п. идут во вторичную переработку. Скажем, произвести алюминий из банки быстрее и дешевле, чем из первичного сырья, то же самое со стеклом и стеклянной крошкой. Если устроить так, чтобы энергия от биогаза шла непосредственно на обеспечение производственного процесса на том самом заводе, производство окажется весьма рентабельным. В среднем переработка тонны отходов обходится в 60 долл, в год завод может переработать 150-200 тыс тонн отходов. Этого достаточно, чтобы удовлетворить потребности одного округа. Под завод нужно в среднем 2,5 га земли – это не так много даже при столичном дефиците свободных территорий. Разместить его можно в любой промзоне. За два года завод окупается, а потом начинает приносить прибыль и дает горожанам дополнительные рабочие места. Первоначальные инвестиции в такой проект – порядка 500 млн долларов. Это сопоставимо со строительством мусоросжигательного завода /в среднем 300 млн долл/, который никакой прибыли не может принести по определению. Напротив, утилизация мусора требует затрат. Получается, что за прошедшие 15 лет Москва упустила порядка 2 млрд долл, подвел итог А.Чумаков.

Ему возразил заместитель генерального директора ГУП Экотехпром Адам Гонопольский. По его словам, мусоросжигательные заводы могут производить и электроэнергию. Ее себестоимость составляет 23 коп за кв/ч, что довольно недорого. По крайней мере, население платит за электроэнергию гораздо больше. Так что с точки зрения экономической целесообразности все в порядке. Современные мусоросжигательные заводы отвечают всем самым строгим экологическим требованиям. Существующие сегодня в Москве три завода сжигают 708 тыс тонн мусора в год. Что же касается идей с раздельными контейнерами, то не факт, что опыт Санкт-Петербурга приживется в Москве, считает А.Гонопольский. У нас в городе иная территориальная структура, другая эколого-экономическая составляющая. Поэтому у нас это может быть невыгодно.

ПРАЙМ-ТАСС

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -