Отходы.Ру
https://waste-tech.ru/?utm_source=wastetech&utm_medium=refferal&utm_campaign=wasteru&utm_id=wastetech

Порядок должен быть во всем. Даже в мусоре

Разместил Редактор в 14.05.2008 (3215 прочтений) Вторичная переработка
В октябре 2007 года на Межпарламентской ассамблее стран-участниц СНГ был принят модельный закон «Об отходах производства и потребления». А 24 апреля нынешнего года в Федеральном Собрании России прошли слушания этого закона в первом чтении.


- Таким образом, российское законодательство в сфере сбора и переработки твердых бытовых отходов (ТБО) будет приведено в соответствие с законодательством стран СНГ и Европейского союза, — говорит президент Союза предприятий по сбору и переработке отходов производства и потребления Свердловской области Александр Таганкин.

В этом нормативном акте дана классификация отходов, категории их опасности, закреплена система кодирования и паспортизации, а самое важное — определен специальный уполномоченный орган государства по обращению с отходами, определен приоритет переработки перед захоронением. Наконец-то эксперты России, стран СНГ и Европейского союза выработали единый подход к сбору и утилизации отходов.

— Этот закон — рамочный, — говорит Таганкин, — он определяет границы, в которых можно и нужно действовать, в нем закреплены необходимость экономического стимулирования, четкое разделение функций всех уровней власти в отношении твердых бытовых отходов, закреплена система ответственности и финансовых расчётов.

Пока же большая часть отходов в России просто вывозится на необорудованные свалки.

Проблема утилизации ТБО существует везде, в том числе и в развитых странах. К примеру, громадная куча мусора («супа»), весом в 3,5 тонны, тянется примерно от точки, расположенной в 500 морских милях от побережья Калифорнии, через северную часть Тихого океана мимо Гавайских островов и едва не достигает Японии, мешая движению судов.

Свалки — самый дешевый способ утилизации мусора, но не все страны могут позволить себе использовать подобный метод, так как у них попросту не хватает площадей для размещения полигонов. Именно по этой причине в Лондоне, Париже и других европейских столицах построены крупные мусоросжигательные заводы. Сжигать мусор — дорогое удовольствие, но европейцы идут на значительные бюджетные расходы.

С какими мусорными проблемами сталкиваются сегодня россияне и как их решить?

«Свалочные» проблемы

Первая проблема: в России при организации свалок не соблюдаются нормы безопасности.

Для того, чтобы полигон соответствовал европейским стандартам, необходимо специальное покрытие, чтобы ядовитые вещества не проникали в грунт. Далее все, что вывозится до 5 часов вечера сегодняшнего дня, к утру следующего дня должно быть закрыто слоем земли. Тогда таких ситуаций, когда свалку, расположенную около аэропорта Кольцово, придётся переносить из-за стай птиц, мешающих летать самолетам, удастся избежать.

Также на «культурной» свалке должны быть созданы газоотводы для выведения газов гниения на специализированную станцию, где бы из них получали энергию и производили тепло как конечный продукт.

По словам Александра Таганкина, на наших свалках нет даже весов, не ведется никакого учета мусора, после поездки по свалке машины не моют, то есть необходимый комплекс мер безопасности отсутствует.

На сегодняшний день в Свердловской области есть только два вида свалок: не лицензированные и условно-лицензированные, так как ни один полигон не отвечает всем требованиям безопасности.

Правильная свалка, по утверждению специалистов, должна выглядеть как «слоеный пирог»: слой мусора, слой земли (таких слоев может быть несколько), и получится искусственный холм или гора, сверху — травка, деревца. Мусор же может служить удобрением, если вовремя выводить газы.

Проблема номер два: россияне не привыкли сортировать мусор.

Третья проблема — самая главная — несовершенство законодательства. У нее две стороны: финансовая и организационная.

Опыт уральских компаний по переработке ТБО

Проблему сортировки мусора так или иначе сегодня решают все предприятия по переработке отходов. Так, например, на Первоуральском заводе по переработке ТБО мусор проходит поэтапную сортировку: сначала его сгружают на ровную площадку, затем бульдозер сдвигает мусор на подающий конвейер, по которому ТБО попадают на динамический сепаратор, а оттуда — на сортировочную галерею. Благодаря динамическому сепаратору, отсортировываются мелкая и жидкая фракции (все пищевые отходы органического происхождения), которые просеиваются в кузов мультилифта и вывозятся на площадку компостирования. Остальные ТБО поступают на сортировочный конвейер, где сортировщики распределяют мусор по разным видам: бумагу, пластик, стекло, пластмассу, металлы в девять бункеров.

— Отбираем мы только самое необходимое — то, что можно продать, — говорит директор Первоуральского завода по переработке ТБО Александр Глазков. — Далее отобранные отходы прессуются — это и есть готовая продукция.

У компании наработана клиентская база, есть постоянные покупатели. Лучше всего продается алюминий, но его до завода доходит маловато, мешают конкуренты — люди без определенного места жительства, копающиеся в мусорных баках даже по ночам.

Александр Иванович предлагает следующий способ приучить жителей сортировать отходы:

— Некоторые считают, что нужно ставить несколько видов мусорных баков, но я считаю, что лучше наладить производство черных и желтых мешков, чтобы каждая хозяйка в желтый мешок складывала ТБО, а в черный — пищевые отходы. Забирали ли бы их два мусоровоза: один отвозил бы желтые мешки на завод, другой черные — на полигон.

Сбором и сортировкой сегодня занимаются и предприятия, входящие в союз переработчиков твердых бытовых отходов. В нем состоит более 30 предприятий, расположенных на территории Башкирии, Челябинской, Свердловской областей, Пермского края. На большинстве из них мусор проходит полный технологический цикл переработки — от сбора и сортировки до получения конечного продукта. Есть также предприятия, которые занимаются либо только сбором, либо только переработкой.

Цель работы таких предприятий — чтобы как можно больше отходов не доходило до свалок. Они собирают все, что можно переработать и чему можно дать вторую жизнь.

— Мы стараемся собрать как можно больше ТБО в местах образования уже в рассортированном виде и через систему приемных пунктов, которых на сегодняшний день 25, — рассказывает А. Таганкин. — Наша главная задача — перехватить как можно больше отходов до того, как они попадут на городской полигон. Именно так поступают во всем цивилизованном мире. Ведь свалки — это конечный пункт, «кладбище», с которого отходы, согласно санитарным нормам и требованиям, собирать нельзя — слишком опасно.

Предприятие самого Александра Таганкина занимается сбором макулатуры. После сбора ее сортируют на 12 видов: газетная макулатура, книжно-журнальная, картон и так далее.

— У нас в области пока еще объем ресурсов превосходит объем переработки, — говорит Таганкин. — Многие предприятия ликвидированы, к примеру, Михайловская и Покровская бумажные фабрики. Действующими являются фабрика в Новой Ляле, где из макулатуры производят картон, Сухоложская фабрика (производство картона, ячейки под яйцо, туалетной бумаги). А стекольных заводов в Свердловской области вообще нет. Ближайший — в Коркино (Челябинская область).

Своим опытом поделился председатель правления ассоциации выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров Свердловской области, предприниматель Георгий Белозеров. Его предприятие уже 13 лет занимается сбором и переработкой промышленных отходов:

— Поначалу сфера интересов предприятия ограничивалась исключительно переработкой металлолома, поскольку металл ликвиден в любом случае, — рассказывает он. — Но на сегодняшний день этот рынок переживает период стагнации, поэтому несколько лет назад мы приняли решение о расширении сферы деятельности, занявшись переработкой иных видов отходов.

Например, отходы пивного производства при свалочном методе утилизации оказывают сильное негативное воздействие на окружающую среду, но при переработке из них извлекается очень много полезных элементов, которые могут быть использованы в качестве корма для животных.

С идеей организовать утилизацию биологических отходов к предпринимателю обратилась одна из крупнейших пивных компаний Уральского региона. По словам Георгия Белозерова, в приобретении биодобавок заинтересованы животноводческие фермы и комплексы региона, что подтверждает постоянно растущий спрос на них.

Кто хозяин мусора?

Владельцы свалок получают огромный доход. Фактически они делают деньги на пустом месте, ведь затрат на оборудование свалок почти никаких, мусор — ресурс неисчерпаемый, экологические платежи незначительны, а чаще они вообще не уплачиваются, и санкций, как правило, к ним не применяют. Потому что ТБО на сегодняшний день находятся в муниципальной собственности, а кто же своих будет подставлять? Вот и не хотят они делиться доходами с предпринимателями. Только в Екатеринбурге вывезти мусор через Спецавтобазу стоит 97 рублей 50 копеек за кубометр. Можно представить сумму ежедневных дивидендов…

Специалисты считают, что подобное происходит из-за отсутствия контроля на местном уровне. Если мы возьмем любое муниципальное образование, то увидим, что там просто-напросто некому и не с кого спрашивать.

Еще одной стороной проблемы является обременительное налоговое законодательство. По этой причине частные предприятия уходят сегодня в подполье, а государственные, такие как Первоуральский завод по переработке ТБО, малодоходны. Поэтому желающих заниматься переработкой автомобилей, компьютерной и бытовой техники, сотовых телефонов, строительного мусора нет.

— Нам нужны налоговые льготы. Налог на имущество — 2,2 процента. Исходя из остаточной
балансовой стоимости, ежегодно за свое предприятие я должен платить 2,5 миллиона рублей. Чтобы выплатить эту сумму, мне нужно отсортировать огромное количество отходов, — говорит Александр Глазков. — А ведь еще я должен заплатить за аренду земли, не говоря о федеральных налогах. Считаю, что необходимо освободить переработчиков мусора от налога на имущество и на землю. Ведь дворник, когда метет, не платит налог на землю, не платит за метелку. Мы такие же санитары города.

Закон требует поправок

Третьим аспектом проблемы, как я уже говорила выше, является отсутствие закона, который бы обязывал владельца предприятия утилизировать бытовые или промышленные отходы и регламентировал бы способ такой утилизации. Поэтому у нас и используются дешевые, но варварские методы, к примеру, медь из кабеля добывается путем обжига. Дым поступает в атмосферу, что не прибавляет здоровья уральцам. При этом любая компания, которая предлагает инновационные методы решения проблемы и хочет применить дорогостоящую технологию, не может конкурировать на рынке, потому что конечному потребителю того же металла все равно, какой металл покупать — изготовленный путем обжига или прогрессивным методом очистки — разница в качестве настолько несущественна.

Решение финансовой стороны проблемы специалистам представляется следующим образом. Во-первых, необходимо облегчение налогового бремени. Во-вторых, считает Георгий Белозеров, следует перенять практику, которая существует в некоторых странах Запада. Так, одна из крупнейших американских компаний-производителей оргтехники разработала программу утилизации, суть которой заключается в том, что владелец техники, производимой этой компанией, в онлайновой анкете указывает, что именно он хочет сдать, свой адрес и реквизиты кредитной карточки. Далее приезжают представители компании и забирают старое оборудование.

— Стоимость утилизации продукта должна быть изначально включена в его цену. «Утилизационная» сумма должна аккумулироваться в федеральном внебюджетном централизованном фонде, — поддерживает идею Александр Таганкин. — Переработка мусора — это та сфера, которая требует и государственного финансирования.

Так, к примеру, во многих развитых странах на упаковке товара ставится зеленая точка, которая свидетельствует о том, что предприятие-производитель перечислило средства на утилизацию отходов на счет компании-мусоропереработчика.

С другой стороны, маловероятно, что подобное повышение цены на товар станет для покупателя достаточным стимулом, чтобы звонить и просить забрать старую технику. Да и продавец, борющийся за сотые доли процента прибыли, может взбунтоваться при отсутствии необходимого законодательства.

И здесь, интересен опыт Первоуральского завода по переработке ТБО. Платежи за вывоз мусора, которые ежемесячно уплачивает каждый житель, поступают в Единый расчетный центр Первоуральска, с которым у завода заключен договор. Муниципалитет перечисляет деньги (в зависимости от объема вывезенного мусора) заводу.

Несмотря на все проблемы, специалисты уверены в одном, что будущее — за утилизацией отходов путем рециклинга (повторного использования) и вторичной переработки (получения новых веществ).

Ксения БЫВАЛЬЦЕВА
www.oblgazeta.ru

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -