Отходы.Ру
https://waste-tech.ru/?utm_source=wastetech&utm_medium=refferal&utm_campaign=wasteru&utm_id=wastetech

Прибыльные резиновые отходы

Разместил Редактор в 28.06.2012 (2543 прочтений) Вторичная переработка
Разложение резины может длиться несколько сотен лет. За это время покрышки могли бы пройти несколько циклов переработки. При правильной организации процесса, экономическая выгода может быть колоссальной


Владимир Марьев Национальный эксперт ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), координатор проекта ЮНИДО по утилизации потенциально опасных и промышленных отходов; Александр Захаров Президент группы компаний Explotex (ООО «Группа эксплотэкс»).

Тридцать лет назад (в 1983 году), на востоке США, загорелась свалка изношенных шин - облако черного едкого дыма накрыло площадь в 80 квадратных километров. Пожар длился девять месяцев. Через некоторое время новый шинный пожар пришлось тушить уже на западе страны. Потоки токсичных отходов залили все коммуникации и фермерские угодья. Остановить возгорание удалось за 30 дней. Американцы урок усвоили. Незамедлительно в стране был принят закон, запрещающий складировать использованные покрышки. Вслед за США подобные законы были приняты в Европе, Японии и ряде других стран. Россия, в свою очередь, немного отстала от общей практики обращения с отработанным материалом.

«В России ежегодно образуется более 1 миллиона тонн изношенных покрышек. При этом действующие заводы по их утилизации, позволяют перерабатывать только до 100 тысяч тонн. Но даже они загружены не полностью. В итоге 95% отработанной резины попадает на свалки»

Теоретически в нашей стране действует закон «об отходах производства и потребления», в том числе и шин. На практике его стараются соблюдать лишь промышленные предприятия - боятся штрафов. Рядовые автолюбители и рады бы сохранить природу - но приемный пункт найти нелегко. Да и за утилизацию придется заплатить - до 200 рублей за 15 килограммов.

Владимир Марьев Национальный эксперт ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); координатор проекта ЮНИДО по утилизации потенциально опасных и промышленных отходов; директор АНО «Международный центр наилучших природоохранных технологий»

Если не будет налаженной системы сбора и системы сбыта - любой завод становится просто мертвым предприятием. Это показало многочисленное количество проектов. У нас есть перечень мертвых проектов, то есть те, которые были анонсированы, заявлены на самом высочайшем уровне, но они медленно ушли в песок.

Во всем мире - утилизация шин - занятие дотационное. Существует несколько моделей финансирования . Например, производители покрышек облагаются специальными налогами, или же отчисляют деньги в специальные фонды. Или - сбор оплачивает - автовладелец при утилизации. Данные поступления достаются перерабатывающим производствам.

Елена Николаева «Процесс обращения с использованными шинами состоит из нескольких этапов: это сбор, транспортировка, переработка и реализация вторсырья. В России проблемы на каждом из них»

Реализация вторпродукта не покрывает затраты на оборудование и сбор шин и их транспортировка к местам переработки - не окупаются.

Александр Захаров Президент группы компаний Explotex (ООО «Группа эксплотэкс»):
нет финансового потока, который бы позволял переработчикам организовывать этот процесс.(04:16) (03:17) Потому что сама технология переработки тоже достаточно затратная. Поэтому все попытки небольших предприятий попробовать переработать покрышки они понимали, что это нерентабельно и закрывались.

Между тем, утилизация шин - может быть прибыльным делом: в одной тонне покрышек содержится около семисот килограммов каучука. Правда, для этого полезный компонент нужно извлечь. Есть два основных способа - химический - и при этом токсичный. И механический - с использованием режущего инструмента. Он гораздо популярнее, и эколологичнее. Но довольно затратен. Есть еще новый способ, изобретенный российскими инженерами - при помощи взрыва. Он только начинает внедряться в производства по всему миру, но уже обещает быть самым энергоэффективным.

Елена Николаева «Из шины, в процессе переработки отделяются металлические и синтетические корды. Продуктом переработки является резиновая крошка»

Области применения крошки довольно разнообразны: в машиностроении, химической, нефтяной промышленности и в быту. Это покрытия для шумо- и гидроизоляции, это железнодорожные шпалы и прокладки под рельсы, подошва для обуви, шланги и многое другое. Продукт переработки активно применяется в строительстве дорог. Использование асфальта с резиновым модификатором в два раза увеличивает срок службы дорожного покрытия - за счет повышения упругости и стойкости к образованию трещин, в том числе при сезонных перепадах температур. Примером использования могут служить спортивные сооружения и детские игровые площадки.

Что, по мнению участников российского рынка, должно делать государство? Во-первых - принять закон об ответственности производителя - практика других стран показывает, что он самый действенный. Во-вторых - организовать пункты сбора - к примеру, ими могут стать шиномонтажные мастерские. Другой - немаловажный момент - создать спрос на применение вторсырья. В прошлом году в Госдуму были внесены соответствующие поправки к закону «об отходах производства и потребления».

Владимир Марьев Национальный эксперт ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); координатор проекта ЮНИДО по утилизации потенциально опасных и промышленных отходов; директор АНО «Международный центр наилучших природоохранных технологий»

«Законодательно будет прописано, что производитель отвечает за утилизацию продукции в конце жизненного цикла. Как будет построена данная схема? Это будет система фондов или это сразу будет перечисление в бюджет, а из бюджета уже сразу будут идти дотации на то, чтобы утилизировать, мы пока не знаем»…

Бизнес по переработке отходов, несмотря на развитие, не успевает за ростом автопарка. В настоящее время Мировой объем шинных отходов составляет около 80 млн. тонн. И эта цифра ежегодно растет. Общий показатель переработки всего 20%.

Елена Николаева, Дмитрий Шевелев, Виктор Капров. Эксперт ТВ»
www.expert.ru

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -