Отходы.Ру
https://waste-tech.ru/?utm_source=wastetech&utm_medium=refferal&utm_campaign=wasteru&utm_id=wastetech

Вторая жизнь отменяется

Разместил Редактор в 20.12.2000 (551 прочтений) Вторичная переработка
То был счастливый и необыкновенный день. Случайно и ни на что такое не рассчитывая, я зашла в магазин "Стимул" - был тогда неподалёку от станции пластиковый оранжевый павильон, первый в городе пластиковый, да ещё и оранжевый. И вдруг - о чудо! - объявление на прилавке о том, что на 10 кг тряпья можно приобрести мужские х/б "треники" - помните, штаны такие физкультурно-домашние были. И как раз такие позарез нужны были моему отцу, участнику войны.


Я была девушка запасливая и на ногу лёгкая. Прыгнув в электричку, уже через час я была дома, где у меня в сарае лежало не 10, а 20 кг тряпья, причём разложенного по сортам - х/б отдельно, шерсть отдельно. Ещё через полтора часа я с двумя огромными сумками уже снова была у дверей "Стимула". Моя аккуратность была вознаграждена: тряпья оказалось несколько даже больше, чем требовалось, а в обмен на шерсть, если она без примесей, давали ещё и крышки для консервирования, и, таким образом, вернувшись домой с двумя парами треников и упаковкой крышек, я осчастливила не только отца, но и маму, и неважно, что треники оказались какого-то мерзкого жёлто-коричневого цвета.

Читаю вышенаписанное и думаю: бред какой-то. Чтобы я из-за двух пар х/б штанов весь день по электричкам с жуткими баулами: Не могло такого быть! Как говорится в рекламе: "Не в этой жизни!"

Что правда, то правда, жизнь тогда была не эта, а совсем другая. Может быть, не столько безумная любовь к художественной литературе, сколько отсутствие в жизни ситуаций, дающих в кровь заряд адреналина, заставляло наше население, преимущественно женщин, скрупулёзно складывать в кучку все бумажки, до трамвайных билетов включительно, засовывать "служебные" бумаги в газеты, чтобы приёмщица не заметила, занимать очередь с вечера, ходить отмечаться весь следующий день, тащиться по колдобинам с тележкой газет и наконец, получив вожделенный талончик на какой-нибудь пятый том "Каменного пояса" Фёдорова, ощутить себя победителем.

Сегодня и вспоминать смешно. Однако, так или иначе, но в те поры, когда действовала эта система сбора макулатуры (и тряпья, что в конечном счёте то же самое), и речи быть не могло о том, чтобы какие-то газеты или тетради попали на свалку, по крайней мере в Московском регионе, да и во всех крупных городах европейской части России, насколько мне известно. А сколько сегодня идёт на свалку макулатуры? По данным Академии коммунального хозяйства им. Памфилова (а они своё дело знают), в бытовом мусоре, который выбрасывает население в контейнеры (или не в контейнеры, где как), бумага и картон составляют от 22-30% в Южной России, до 26-35% в её северных областях. В средней полосе, где находится Москва, это количество в пределах 32-35%. Возьмём как среднее 33% и посчитаем. В год каждый из нас образует около 1 куба отходов, то есть около 200 кг. То есть 66 кг макулатуры на человека. В Москве и Подмосковье проживают около 17 млн. человек. Тогда 17_106 (чел.) _ 0,066 (т) = 1,122 _ 106 т в год.

Больше миллиона тонн в год только от населения. В пес детства связываются в нашем сознании со словами "целлюлозно-бумажный комбинат", относятся к получению бумаги непосредственно из древесины. Производство же бумаги из макулатуры относится к 5-му, то есть практически неопасному для окружающей среды, классу предприятий.

Как же добиться того, чтобы макулатура не шла на свалки? Достаточно большое количество людей считают, что наилучший способ - просто сжигать её. Не углубляясь в подробности в рамках данной публикации, примем как данность уже доказанный факт, что сжигание отходов, в том числе картонно-бумажных, вне специализированных мощностей для сжигания, не только "не есть хорошо", но просто опасно с точки зрения загрязнения атмосферы. Существует вариант переработки макулатуры на собственном предприятии. Так сегодня ряд птицефабрик самостоятельно изготавливает для себя прокладки для яиц, что совсем несложно. Но далеко не всякому предприятию придётся кстати линия по переработке макулатуры.

Итак, самый оптимальный путь - собирать и сдавать на переработку.
Сначала взглянем на это дело с точки зрения простого гражданина. В Москве существуют отдельные приёмные пункты, где за килограмм макулатуры можно получить 50 копеек. Пункты эти очень редки, работают нестабильно, цену за доставленные килограммы предлагают, как видите, очень скромную. Если бы кто-то проявил героизм, подобный тому, что описан в начале данной статьи, ему, вероятно, удалось бы пристроить куда-то свои частнособственнические 30-50 кг. Но, увы, сегодня нам хватает адреналина и без макулатуры, и свой героизм население давно уже направило на более насущные цели, поэтому газеты и тетради сегодня просто отправляются в контейнер (если таковой поблизости есть), и остаётся небольшой процент вероятности, что на мусороперегрузочной станции или на полигоне эту макулатуру выберут и вернут в оборот, хотя - какая уж там макулатура после утряски в мусоровозе вместе с тухлыми объедками и прочим непотребством.

С предприятиями и организациями дело обстоит немного иначе. Согласно нашему законодательству, все природопользователи должны сдавать макулатуру на переработку, и за этим бдят многочисленные чиновники. Как бдят - это уже вопрос отдельный. Приходилось мне видеть заключение об отказе в выдаче разрешения на размещение отходов, где мотивом отказа было то, что предприятие не сдаёт куда следует свои 700 кг макулатуры в год. Приходилось видеть и обратное - разрешение захоранивать на полигоне более 150 т той же макулатуры в год. (Подольская типография, конкретно.) Но это крайние случаи, а в среднем по больнице - если макулатуры образуется за год около тонны и более, её придётся сдавать на переработку.

Что же встретит на этом пути руководитель предприятия, желающий быть законопослушным в отношении макулатурных вопросов?

Всё зависит от того, какую партию макулатуры он в состоянии "выкатить" на рынок вторичных ресурсов. Если за год у вас набирается макулатуры на уровне одной, трёх, пяти тонн, то проще всего открыть каталог "Товары и услуги", выбрать какую-нибудь контору, предлагающую свои услуги по приёму макулатуры, и сдать ей то, что у вас имеется. Получите вы при этом в лучшем случае около 2 рублей за килограмм, вывозить, скорее всего, придётся собственным транспортом, и ещё не забудьте о том, что макулатура должна быть спрессована, в крайнем случае увязана, в самом крайнем случае обрезки у вас могут принять в мешках (без отдачи мешков, понятно). Пересортица также не желательна. Примерно на тех же условиях в восточном Подмосковье свою макулатуру можно сдать на Караваевскую бумажную фабрику, в этом варианте радует то, что "без посредников".

Если же речь идёт об объёмах более 10 т за раз и макулатура отсортирована, то цены могут быть повыше. Так, посредники от Ступинского картонного завода осуществляют приём макулатуры категорий МС-6 (обычных картонных коробок) по цене около 2,5 тыс. руб. за тонну, обрезков гофрокартона по 3 тыс. Дороже всего стоят обрезки белой типографской бумаги (категория МС-1) - до 7,5 тыс. руб. за тонну (как тут не вспомнить Подольскую типографию?). Но согласитесь, редки природопользователи, у которых найдется сразу
10 т незапятнанно-белых обрезков.

Любые вторичные ресурсы в России очень дёшевы и не очень востребованы. Так, цена пивной бутылки при социализме составляла около 30% от стоимости товара, а теперь в среднем 10%. Но макулатура особенно упала в цене. Сравним: пустая бутылка стоила 12 копеек, а килограмм макулатуры - 20. Теперь же бутылка - в среднем рубль, а макулатура - полтинник.

А почему? А потому, что леса своего много. Мы не одни такие. У канадцев, например, 70% бытовых отходов - это макулатура, а ещё 5% - древесная зола. Но есть страны, у которых лесов не так много, чтобы переводить их на картон. Есть такие страны и в непосредственной близости от наших границ, та же Украина платит и по 350 у.е. за тонну макулатуры, но при одном условии - величина поставляемой партии должна измеряться не тоннами, а железнодорожными составами. Сформировать такую партию - дело, требующее и соответствующих производственных мощностей, и подъездных автомобильных и железнодорожных путей, и налаженных связей с поставщиками. Оба эти условия имеются на некоторых российских предприятиях, которые уже в силу собственной специфики осуществляют приём макулатуры от более мелких поставщиков. Однако над их деятельностью по обеспечению сопредельной республики картонно-бумажным сырьём традиционно витает некий флер секретности, возможно, потому, что в их уставных документах что-то прописано несколько иначе, и макулатуру они принимают как бы для себя, а не для продажи за рубеж. Поэтому разрешите и мне вместо конкретных названий предприятий ограничиться классическим "кто-то кое-где у нас порой".

Вот такая вот картина. Всё понятно, кроме одного: так что же делать, если у человека или организации за год собирается всего несколько десятков или сотен килограммов макулатуры? Так и выбрасывать? Самое смешное, что у таких мелких предприятий нет даже законной возможности <скооперироваться> для сдачи таких отходов. Казалось бы, что плохого в том, что предприятие А отдаст макулатуру предприятию Б, которое как раз скоро поедет сдавать свою, заодно уж и нашу прихватит? Не тут-то было. Приём, перевозка и сдача чужой макулатуры (т.е. в данном случае деятельность предприятия Б) подпадает под действие постановления Правительства России от 20 мая 1999 г. № 556, которым устанавливается необходимость получения лицензии для всех тех, кто осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов. А поскольку согласно нашему Закону "Об отходах производства и потребления" все без исключения отходы - опасные, то самое разумное со стороны Б - послать своего соседа А подальше с его макулатурой, пусть сам везёт куда хочет.

Выходом из положения могла бы стать организация сети комплексных приёмных пунктов, куда мелкие окрестные предприятия, да и граждане, могли бы сдать и бумагу, и стекло, и отработанные аккумуляторы или автопокрышки. Есть и попытки реально создать подобные пункты. Но почему-то бизнес этот не очень-то процветает. Вероятно, есть и на это свои причины:

Ольга Шевелёва
Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -