Отходы.Ру
https://ecoforumbvk.ru/

Малый бизнес в сфере экологии и переработки вторсырья

Разместил Редактор в 30.12.2002 (12481 прочтений) Вторичная переработка

"Круглый стол" РАРМП и газеты "Бизнес для всех"

Обсудить эту проблему за "круглым столом" предложил гендиректор ЗАО "Вторсырьепереработка" Виталий Гилядов. Эта фирма работает над программой селективного сбора вторичных бытовых отходов на территории г. Москвы и добилась принятия распоряжения по организации сети павильонов и пунктов приема, сортировки, упаковки вторичного сырья. Однако проект до сих пор не реализован, хотя экономический эффект в этой сфере может составить от 200% до 400% и дает возможность привлечь значительные свободные людские ресурсы.


По официальным данным, Москва использует 6 свалок. А вот по результатам "облетов" экологической милиции, в столице уже 213 свалок и "сбросов". Это можно рассматривать и как экологическое бедствие. А можно как обширную нишу для организации малого бизнеса в сфере экологии и переработки вторсырья. Почему же в этот сектор не побежали малые предприятия? В. Гилядов в своем письме выделил две проблемы: слабость нормативно-правовой базы деятельности в данной сфере; отсутствие в перечне работ дирекций единого заказчика, районных эксплуатационных участков этого вида работ - селективного сбора вторичных бытовых отходов (в дополнение к вывозу и техобслуживанию). На самом деле проблем оказалось намного больше. Впрочем - по порядку.

Выгодно - не выгодно

Виктор ВОЛКОВ, председатель Комиссии по предпринимательству Мосгордумы: В ноябре на заседании правительства Москвы обсуждался вопрос о развитии малого бизнеса в столице. В ходе обсуждения я высказал предложение - шире вовлекать малые предприятия в сферу экологии. Именно малый бизнес способен создать альтернативу тем проектам, которые существуют в Москве в этой сфере. Это означало бы колоссальную экономию средств на приобретение и ремонт дорогостоящей техники, которая все равно используется неэффективно. Между тем, опыт Замоскворечья, Таганки подсказывает, что малые предприятия охотно идут в эту сферу, заполняя нишу и составляя серьезную конкуренцию госструктурам. При этом малый бизнес не только делает чище экологию города, но и обеспечивает доходность этого занятия.

На заседании Комиссии по предпринимательству Мосгордумы мы рассмотрели этот вопрос, и считаем, что определенные бюджетные деньги могут быть выделены на развитие этого направления. При этом мы добьемся значительно большего эффекта, если передадим утилизацию сложных бытовых отходов в частные руки. Весь вопрос - как наиболее эффективно включить частное предпринимательство в сферу городской экологии.

Виталий ГИЛЯДОВ, гендиректор ЗАО "Вторсырьепереработка": На Западе действует целая индустрия по переработке вторичных бытовых отходов, а у нас считается это дело невыгодным. Почему? Потому что плохо поддерживается городской властью. Медленно решаются вопросы землеотвода. За два года мы смогли оформить только один участок. А те, что еще находятся на оформлении, пытаются у нас отобрать. Мы просим поддержать наши пилотные проекты - дело того стоит. Очень дорого обходятся предпроектные и проектные работы - далеко не каждое малое предприятие может себе позволить такие траты. А ведь мы могли бы выпускать из вторичных ресурсов много полезных вещей для населения города. Немцы делают 20-30% пластмассовых изделий из вторичных отходов. А почему мы не можем? Тем более что такие изделия заведомо дешевле на 30-40%. Миллионы тонн ценного сырья лежит на свалках. И ежегодно количество мусора в городе прирастает на 5-7%. А ведь все это можно пустить в дело, а заодно сделать город чище.

Вопрос: Что-нибудь вам самим реально удалось сделать?

В. Гилядов: Через 3-4 месяца мы открываем первый павильон "Солнышко". В нем из вторичных отходов будут делать разнообразные вещи - от туалетной бумаги до пластмассовых изделий. В переработку пойдут бутылки, алюминиевые банки, текстильные отходы. Текстильную линию купили в Италии, но в Москве установить ее не удалось - смонтировали в Орехово-Зуево. Сырье идет на телогрейки, ватные рукавицы. Но ни одного заказа в Москве не получили.

Реплика: Это привлекательный вариант - собирать отходы в Москве, а перерабатывать в области.

В. Гилядов: Мы считаем реальным вести этот бизнес в Москве. По нашим расчетам, создавая по 3-4 павильона в каждой управе, мы могли бы создать в столице дополнительно 20 тысяч рабочих мест. И уже ведь понесли нам макулатуру, текстильные отходы. Одна старушка призналась, что с нашей помощью зарабатывала на хлеб и молоко. Но нашему направлению нужна реальная поддержка. Вот на 2-м Лихачевском проезде получили небольшой участок, вывезли 100 машин мусора, установили прессы. Объявился даже инвестор - из Австрии. Однако, узнав, что у нас краткосрочная аренда - 3-5 лет, отказался от участия в проекте как в чрезмерно рисковом.

Лариса ВЕТОШКИНА, член Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии: Насколько я знаю, в середине года правительство Москвы заказывало работу по использованию отходов. Тогда же предлагалось принять нормативный документ, которым предусматривалось бы создать Центр по координации деятельности, связанной с образованием и переработкой отходов с тем, чтобы больше перерабатывать не месте и меньше вывозить.

В. Гилядов: В этой сфере нужно создавать рынок.

Л. Ветошкина: Было бы эффективным сотрудничество ГУПов с малыми предприятиями, действующими в этой сфере. Без их помощи все равно не обойтись.

В. Волков: Это может быть какая-либо форма субконтрактных отношений. Крупные фирмы, обладающие финансовым и административным ресурсом, могут с пользой для себя брать на контракты мелкие фирмы, которые и занялись бы вторичными бытовыми отходами.

Л. Ветошкина: Это при условии, если малые предприятия согласятся обрабатывать небольшие объемы вторичных ресурсов.

В. Гилядов: В постановлении правительства Москвы о повышении эффективности санитарной очистки города и сбора бытовых отходов основным подрядчиком называлось унитарное предприятие "Промотходы", которое тоже пыталось строить в Москве мелкие приемные пункты. Я считаю это неправильным - так распылять силы. Да и не может такого рода госорганизация создать конкурентную среду, наладить соответствующие рыночные отношения.

Людмила ШИРОКОВА, председатель Объединения предпринимательских организаций Московской области: В Подмосковье малые предприятия уже стали появляться на рынке переработки бытовых отходов. Одно из них даже намерено специализироваться на переработке отходов, загрязненных отходами нефтемасел, с разделением на фракции. Такие МП находят понимание и поддержку у большинства руководителей муниципалитетов, у администрации области. Особенно хочется отметить в этом отношении бизнес Ногинского района, который активно участвует в озеленении, организации уборки дачных территорий, лесных массивов, дорог. Но в целом возможности малых предприятий в сфере сбора и переработки отходов в городах и на территориях области используются явно недостаточно. И причина проста - крайняя ограниченность их финансовой базы. Инвестиций в эту сферу нет, кредиты недоступны. В результате МП не могут приобрести необходимую технику, оборудование. Малый бизнес в сфере экологии должен иметь более конкретную государственную поддержку. Нужны стимулы для участия МП в сборе мусора, сортировке отходов для дальнейшей переработки. Это способны организовать только малые хозяйственные группы.

Екатерина ИСАЕВА, главный специалист Московского ГУП "Промотходы": Я согласна с тем, что без участия малого бизнеса крупным предприятиям не обойтись. Внедрение рициклинга в сферу обращения с отходами является одним из основных направлений концепции саночистки города. В Москве образуется ежегодно 2,5 млн. тонн вторичных ресурсов, из них 50% готовы для дальнейшей переработки. Без малого бизнеса с такими объемами не справиться. Поэтому с их участием создается сеть павильонов приемных пунктов - стационарных и передвижных. Формируется программа по переработке вторичных ресурсов, внедряется система раздельного сбора. И тут большое поле деятельности для малых предприятий: управы и префектуры могут напрямую заключать с ними договора на такого рода деятельность.

В потоке бумажном

Алла ЗВЯГИНА, ГИП "Экопроектстроя": Я занималась макулатурой, "скопом", отходами металлургического производства. Но производство смогла создать в Тульской области. На этом основании в Москве мне отказали в финансовой поддержке, хотя отходы я везла из Москвы и московские же предприятия готовы были покупать полученный мною строительный материал ("скоп"). Один из моих проектов получил поддержку в Минэкономразвития, но когда пошли согласования, экологическая экспертиза, множество бумаг - все кончилось ничем. И так практически любой проект - как до дела, растут вороха бумаг, в которых все
тонет. Думаю, для малых предприятий, как правило, не имеющих в штате набора различных специалистов, нужно ввести упрощенную систему прохождения документации. Иначе и дальше любая инициатива будет губиться на корню. Один из проектов я попыталась внедрить в Самаре. Занялась переработкой их отходов. Но малые и средние предприятия, с которыми я продвигала проект, не имели достаточных средств, чтобы гарантировать кредит. Типичная ситуация. А вот у госпредприятий таких проблем нет - гарантом выступает само государство. В итоге остаются невостребованы многие прогрессивные идеи предпринимателей.

Л. Ветошкина: До недавнего времени я работала в Федеральном экологическом фонде. И была у фонда экологическая программа "Отходы". Разрабатывались различные проекты по развитию производств, связанных с их переработкой. Но большинство из них кончилось ничем. Некоторые из этих проектов поддерживали администрации в регионах, но все упиралось в нехватку средств. Мне известно только 3 проекта, которые доведены до конца - они держались исключительно на бюджетном финансировании.

В. Волков: Но мы как раз должны с вами найти такие варианты, которые позволяли бы широко привлекать малый бизнес в сферу сбора и утилизации вторичных отходов. При этом не инвестируя средств извне, не рассчитывая особенно на бюджетные средства. Мы видим, что ГУПы, сидящие на бюджетных вливаниях, тратят большие деньги, а экология от этого не улучшается. Ну а малые предприятия на бюджетные средства рассчитывать не могут и потому привлекают к сотрудничеству пенсионеров, подростков, которые уже несут на приемные пункты макулатуру, текстильные отходы. Пора нам вспомнить полузабытый лозунг: "Отходы - в доходы!"

Олег ГАРЦЕВ, глава Старшины Общества купцов и промышленников России: Малому предпринимательству в сфере экологии вообще не дано пространство для самореализации. Уборка территории, переработка мусора, промотходов муниципализированы. В США при задымлении улицы, например, обязательно будет организован опрос населения, как лучше организовать среду их обитания, а потом, с учетом предложений, привлекут к их выполнению частные предприятия, создав им льготные условия. Возможно ли подобное у нас? Вряд ли, поскольку и дороги, и мусорные свалки, и даже территории с мусоросборниками находятся за пределами частных владений. Потому и малым предприятиям трудно контактировать с населением. Чтобы экологический малый бизнес активно развивался, ему нужна последовательная поддержка власти. У Общества купцов и промышленников России есть опыт взаимодействия с представителями власти в поддержке развития экологического предпринимательства. Мы наладили сотрудничество с МПС в организации очистки использованной воды, создав предприятия, которые заключили договора по очистке на 7 дорогах системы МПС. Установки по очистке технической воды с содержанием нефтеотходов созданы в Калининградском порту. Но деятельность этих предприятий удалось организовать только потому, что и на Балтике, и на железных дорогах установлен строгий экологический контроль. В коммунальном хозяйстве намного сложнее развивать малые предприятия. А со следующего года придется и вовсе свертывать бизнес, потому что арендная плата для них возрастет в 4-5 раз, и сводить концы с концами станет еще трудней.

Нужна система

Юрий КОРОТКИХ, руководитель экологический секции Общественно-экспертного совета по МП при мэре и правительстве Москвы: Считается, что в Москве за год образуется от 3-х до 4 млн. тонн твердых бытовых отходов. Сколько точно - никто не знает. Организации жилищно-коммунальной сферы контролируют сбор и вывоз 1,5 млн. тонн. Куда деваются остальные порядка 2 млн. тонн отходов, тоже никто определенно сказать не может. Известно, что большая часть бытовых отходов, которые попадают в сборочные контейнеры, может быть пущена в переработку. Но как их собрать? Если бумага еще на стадии образования мусора в ведре у жителя смешивается с подпорченными продуктами, она уже не может быть сырьем для переработки. Значит на этой первоначальной стадии надо обеспечить отделение твердых отходов от биологических элементов. А это в состоянии организовать только малый бизнес. Крупные организации типа МГУП "Промотходы" организовать это не в состоянии. Здесь справедливо говорилось, что наиболее острой частью всей проблемы обеспечения экологической чистоты в городе остается сбор и сортировка отходов. Обеспечить их утилизацию и переработку легче. В нашей секции создана рабочая группа для разработки концепции раздельного сбора твердых бытовых отходов в Москве, которая станет составной частью общегородской программы. Наша концепция рассматривает работу по сбору отходов не столько как функцию по санитарной очистке города, сколько как природопользование. Обеспечивая за счет раздельного сбора переработку огромной массы отходов, мы тем самым снижаем потребность в минеральном сырье и в его добыче. Поэтому мы считаем, что эта работа должна относиться не к компетенции органов жилищно-коммунального хозяйства, а к компетенции департамента природопользования и департамента поддержки и развития МП, поскольку реально обеспечить эту работу можно только через малый бизнес. Что мы предлагаем конкретно? В городе должна быть создана сеть приемных пунктов твердых бытовых отходов. В каждом квартале, где проживает около 10 тысяч человек населения, должен существовать такой пункт. Создать эту сеть могли бы коммунальные службы города. Учитывая трудности с отводом земельных участков, подключением к электроснабжению, водоснабжению, канализации, малые предприятия своими силами такую сеть приемных пунктов создать не смогут. Решение всех этих вопросов должны взять на себя Департамент поддержки и развития МП и Департамент природопользования. В дальнейшем эти пункты могут быть или проданы на рынке услуг, или переданы в аренду малым предприятиям, которые и будут вести всю работу по сбору отходов. Таким путем затраченные городом средства будут возвращены в бюджет. Арендная плата за землю с предпринимателей взиматься не должна, но работа самих приемных пунктов может быть регламентирована рядом жестких условий - они должны работать, что называется, от зари до зари и безотказно принимать все, что принесут жители района.

В. Волков: С такой концепцией нельзя не согласиться. Она позволяет решить в том числе проблему отвода земельных участков. Ведь уже сейчас возле каждого дома существуют площадки для мусоросборочных контейнеров. Это городская земля, которая принадлежит ЖЭКам или ДЭЗам. Так что городу не потребуется изыскивать дополнительные земельные площади для создания сети приемных пунктов. Но, видимо, надо будет разработать несколько моделей самих приемных пунктов.

Ю. Коротких: Предприниматели готовы взять на себя сбор и сортировку всех отходов. Но только если мы им предоставим не просто мусоросборники, а хорошо оборудованные приемные пункты. Иначе пригодная для переработки и потому экономически выгодная часть отходов будет собираться, а самая неприятная часть отходов так и останется бесхозной.

Е. Исаева: Отвод земли под приемные пункты вторсырья в городе уже начат. В Лихачевском проезде создан и сам приемный пункт. Но уже несколько месяцев его никак не запустят в работу.

В. Гилядов: Это наш пункт. И его, действительно, не удается открыть, так как объект не подключен к электросети. Здесь нужно проложить 1,5 км силового кабеля. "Мосэнерго" говорит: мы кабель проложим, а вы нам заплатите 200 тыс. руб. за реконструкцию сети в этом квартале. Но у нас нет таких денег. Ситуация патовая: приемный пункт создан, мы платим за аренду земельного участка, а отдачи нет, средств на подключение к электроснабжению - тоже нет. Мы уже продумывали возможность энергоснабжения за счет установки дизель-генератора. Но это получается еще дороже. Я считаю, что позиция, которую занимают в этом вопросе такие организации-монополисты, как "Мосэнерго", "Мосводоканал", в принципе неправильная. Они говорят: вы выполните все работы по подключению к сетям ваших пунктов, а мы потом решим, разрешить вам подключение или не разрешить. В болоте этих согласований все и тонет. Одно-единственное согласование приходится выбивать годами. Трудно понять позицию наших монополистов: электроэнергии в стране избыток, а подключить две лишние лампочки - проблема.

В. Волков: Подключить киоск с мороженым к электросети - тоже проблема. Очевидно, такого рода проблемы надо решать на законодательном уровне - с подключением антимонопольных органов. А что касается организации сбора отходов, то нам не то что до заграницы - до соседнего Смоленска хотя бы дотянуться. Там помимо административных органов подключили к этой проблеме местное радио, телевидение, прессу и сумели приучить людей собирать отдельно бумагу, пластмассу, стекло, пищевые отходы. И дальнейшая работа с отходами значительно облегчилась. При тех информационных возможностях, которые есть в Москве, это можно не менее успешно сделать и у нас.

Александр САФОНОВ, зав. отделением НПО "Втордрев" (г. Балабаново Калужской обл.): Бытовые отходы - это сотни самых различных элементов. Работать с той частью, которую мы условно называем твердыми отходами, научились давно. Но иметь дело с самой неприглядной их частью никто не хочет. Академик Михаил Бирюков разработал технологию, которая позволяет перерабатывать буквально весь спектр отходов. Используя эту технологию,
наше НПО разработало оборудование, которое позволяет перерабатывать такие отходы в высококачественные строительные материалы, заменяющие деревянные конструкции. Эти стройматериалы мы передавали для экспертизы в институт им. Эрисмана и в лабораторию санэпиднадзора и получили заключение об их абсолютной экологической чистоте. Машиностроительные предприятия Москвы выражают готовность взяться за выпуск такого оборудования. Но вся беда в том, что на такое оборудование пока нет достаточного спроса. И это при том, что переработка отходов в стройматериалы не энергоемка и, следовательно, может быть высокорентабельной.

Александр АНОФРИЕВ, доцент Московского государственного геологоразведочного университета: Вообще различных технологий разработано достаточно. Наш институт много лет работает над технологиями переработки минеральных отходов, в частности, стекла. Известно, что большая часть бутылок не собирается, так как они не пригодны для вторичного использования.Мы разработали технологию их переработки в строительные материалы. Есть технология переработки известняков, которые огромными массами вывозятся метростроевцами за пределы города. Но, к сожалению, эти технологии также остаются невостребованными, так как нет ни средств, ни системы для их внедрения.

Владимир НОЗДРЯ, директор Института комплексного использования минерального сырья и отходов: С отходами промышленных предприятий дело обстоит несколько иначе. Объем таких отходов велик, а экологическая опасность их высока. И для каждого вида отходов нужна особенная технология утилизации, переработки или нейтрализации. В каждом случае это отдельная проблема. Централизованно эти работы не финансируются. Раньше предприятия не платили за размещение отходов и могли инвестировать средства в разработку технологий их переработки. Но в последнее время и эти деньги у предприятий стали забирать, а разработка нужных технологий остановилась.

Игорь ТЕПЛИНСКИЙ, ген. директор научной и торгово-промышленной кооперативной фирмы "Восток-Запад": По ходу дискуссии видно, что для создания того самого велосипеда под названием "Сбор и переработка бытовых отходов", который в других странах давно изобретен и работает, есть почти все составляющие. Не хватает только координатора. И не надо бежать вслед за событиями, возникающими проблемами. Надо просчитать перспективу - хотя бы на ближайшие 10-15 лет и решать проблему системно.

Рынок и инвестиции

Геннадий ИГНАТКИН, директор Муниципального фонда поддержки МП ЦАО: Мы тут пытаемся найти какие-то волевые методы прорыва из заколдованного круга. Хотя нужно-то, по-моему, на уровне правительства Москвы и Мосгордумы сделать только одно - создать в этом секторе реальный рынок. Рынка в сфере сбора и переработки вторсырья нет - об этом свидетельствуют и многие выступления за "круглым столом". И здесь слово за законодательной и исполнительной властями Москвы. Потребителем услуг по сбору и переработке отходов является город. Значит надо сделать так, чтобы населению было выгодно отдавать отходы и отправлять на переработку. Возможности для этого есть: технологии разработаны, есть и предприятия, готовые перерабатывать отходы. Нужна программа, которая все это объединила бы. А для реализации программы должны быть выделены необходимые ресурсы, создана инфрастуктура. А сложится рынок - появятся и инвестиции.

В.Волков: Такую программу сейчас как раз и разрабатывает Департамент поддержки и развития малого предпринимательства. К этой работе подключается и департамент природопользования. Когда программа будет рассмотрена правительством Москвы и принята Мосгордумой, для ее реализации, конечно, будут выделены и средства. Здесь главное - привлечь к решению проблемы самый мобильный и самый гибкий сектор нашей экономики - малый бизнес. Отдельные предприниматели уже начали работать в этой сфере. Поддержку Департамента МП получили проекты ЗАО "Вторсырьепереработка", о которых уже здесь говорилось. Экспериментальное поле в Замоскворечье выделено предпринимателю Кузнецову, который очень успешно разворачивает дело. Но это только первые ласточки, которые, как известно, погоды не делают.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, председатель комиссии по городскому хозяйству и коммунальной реформе Мосгордумы: Привлечь малое предприятие в сферу сбора и сортировки отходов в ближайшее время будет очень трудно потому, что при действующих ставках оплаты этой работы она останется еще долгое время убыточной. А муниципальные предприятия, ГУПы вообще не хотят иметь конкурентов. А как только такие конкуренты появляются, их затирают, им дают такое "плечо вывоза" мусора, что при действующих тарифных ставках они быстро разоряются. Современные тарифы устарели: в них не заложен состав расходов. Муниципальным предприятиям, если они не укладываются в смету, предоставляется дотация. А у частников нет вариантов - приходится отказываться от этого бизнеса. Но чтобы малые предприятия пошли в нишу экологии и переработки вторсырья, им нужно предоставить более высокие тарифы, которые будут учитывать и вывоз, и сортировку, и переработку. Эти требования, замечу, вполне обоснованно выдвигает Московская ассоциация мусорщиков. И уж если мы говорим о разработке программы по созданию системы сбора и переработки бытовых отходов в Москве, то надо в нее включить и специальные меры поддержки малых предприятий, которые будут работать в этой сфере. Сейчас в ней выживают лишь многопрофильные фирмы, которые укладывают асфальт, ремонтируют дороги, ну и попутно убирают мусор, вывозят его за пределы города.

В. Ноздря: На федеральном уровне такая программа разработана. Наш институт принимал в этом участие, подготовив раздел использования горно-промышленных отходов. Сама по себе программа достаточно масштабна и интересна. Однако реализация ее представляется весьма проблематичной потому, что средства для ее реализации выделены несоразмерно малые. Многие законодательные решения, которые предусматривались, не были приняты. Привлечение же частных инвестиций для реализации программы не были надлежащим образом простимулированы. Поэтому, мне думается, будет очень полезным, если правительство Москвы при разработке и реализации собственной программы учтет этот опыт.

В. Волков: В ходе нашей дискуссии было высказано немало интересных предложений по решению проблемы сбора и переработки бытовых отходов, обеспечения экологической чистоты столицы. Я думаю, что будет правильно, если участники нашего "круглого стола" да и все заинтересованные организации внесут свои предложения в рабочую группу, которая сейчас занята разработкой общегородской программы. Это поможет Департаменту поддержки и развития МП, правительству Москвы и Мосгордуме привлечь в сферу сбора и переработки отходов предприятия малого бизнеса, осуществить структурные изменения, которые обеспечат формирование рынка и конкурентной среды в этой сфере. Поскольку будущая программа будет подкреплена определенными бюджетными средствами, это даст возможность говорить об определенном разделении функций, при котором малые предприятия могли бы взять на себя сбор и сортировку отходов, а переработка и утилизация их осуществлялись бы городскими службами за счет города. Организационные и технологические схемы здесь могут быть разные, и чем больше специалистов примет участие в их разработке, тем оптимальнее будут принятые варианты.

Запись вели Валерий Романюк, Леонид Савченко, Валентина Сальникова.
Бизнес для всех (Москва).- 30.12.2002.- 032.- C.3,8,9

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -