Министерство транспорта Московской области по поручению Губернатора Московской области Бориса Громова приступило к созданию региональной комплексной системы сбора, переработки и утилизации транспортных средств, крупногабаритного металлолома, свинцово-кислотных аккумуляторов, бытовой и иной техники. Сложившаяся сеть организаций по сбору и утилизации автомобильной и другой техники развивается преимущественно стихийно и избирательно в отношении продуктов утилизации по ценности и затратности. Наступило время должной координации, государственной регламентации и контроля, учета проблем и интересов региона.
По разным причинам автомобили "сыпятся" и полностью теряют трудоспособность. Только в Московской области ежегодно стареют или не подлежат восстановлению после аварий 150 тыс. "железных коней". При этом редкий владелец цивилизованно расстается со своим сокровищем и сдает его в утиль. Чаще всего обездвиженное транспортное средство ржавеет во дворе под окнами хозяев, на пустыре, в лесу или на дне водоема, отравляя окружающую среду.
По инициативе ряда ведущих предприятий вторичной цветной металлургии и НП «Межрегиональный центр вторичной цветной металлургии» 21 января 2003 г. в г. Москве состоялся круглый стол предприятий с повесткой дня «О современном состоянии и перспективах развития вторичной цветной металлургии и консолидации деятельности предприятий». Присутствовали представители 26 предприятий и организаций вторичной металлургии Центрального региона, Урала и Дальнего Востока. Они представляли как организации, занимающиеся заготовкой и первичной переработкой лома и отходов цветных металлов и сплавов, так и ведущие металлургические заводы, выпускающие сплавы из цветных металлов.
К такому выводу приводят работы венгерских ученых. Так, сотрудники Будапештсткого научно-исследовательского института автодорожного транспорта разработали метод изготовления основания дорожного полотна из золы, получающейся в топках электростанций.
Караганда стала первым городом Казахстана, внедряющим в обиход биогазовые установки (БГУ). Первые четыре БГУ уже вступили в строй прошлой зимой, а в июле этого года настал черед крестьянских хозяйств - установки, объемом в 40и 60 кубометров находятся на завершающей стадии работ. Все работы были проделаны Карагандинским Экологическим музеем, чей проект, одноименный, "BIOGAS", начатый в декабре 2000 года - это альтернативное решение экологических проблем, вызванных загрязнением окружающей среды бытовыми, промышленными и сельскохозяйственными органическими отходами.
Как-то не принято начинать статью с сухих цифр, но попробуем. Комплект покрышек, пусть не самых дорогих, обходится автолюбителю почти в полторы тысячи рублей и служит 2-3, иногда 4 года. А потом надо готовить следующие полторы тысячи, если не больше... Без малого 20 МЗП (минимальных зарплат) попросту выбрасываются. Выбрасываются в прямом смысле этого слова, становясь вполне осязаемым мусором. Причем, как замечают специалисты, срок эксплуатации шины постоянно сокращается, и дело здесь не в качестве продукции. Все чаще на первое место выходят такие понятия, как престиж, желание не отставать от соседа по гаражу. Миллионы покрышек становятся «украшением» обочин и кюветов, свалок и лесов, и число их постоянно растет. Как это ни удивительно, но ни одного на 100% эффективного способа утилизации отработавших покрышек до сих пор нет.
В ближайшее время индустрия начнет вкладывать деньги в пилотные программы по поиску наилучшего решения, позволяющего справиться с надвигающейся лавиной старых компьютеров и других изделий потребительской электроники.
По оценкам, на нелегальных свалках США накопилось более миллиарда выброшенных автомобильных покрышек, и ежегодно их количество увеличивается на 280 миллионов. Когда одна из таких свалок, содержавшая от пяти до семи миллионов покрышек, в 1983 году загорелась, то потушить пожар не могли девять месяцев.
"Круглый стол" РАРМП и газеты "Бизнес для всех"
Обсудить эту проблему за "круглым столом" предложил гендиректор ЗАО "Вторсырьепереработка" Виталий Гилядов. Эта фирма работает над программой селективного сбора вторичных бытовых отходов на территории г. Москвы и добилась принятия распоряжения по организации сети павильонов и пунктов приема, сортировки, упаковки вторичного сырья. Однако проект до сих пор не реализован, хотя экономический эффект в этой сфере может составить от 200% до 400% и дает возможность привлечь значительные свободные людские ресурсы.
По данным Управления транспорта и связи Правительства Москвы в настоящее время в нашем городе около 2,5 млн. автомобилей, в том числе более 80% легковых (ориентировочно 2-2,1 млн. ед.). К 2005 году эта цифра может возрасти на 25-30%. В связи этим все большую актуальность приобретает вопрос утилизации отходов, появляющихся в результате работы автомобилей физических лиц (автовладельцев).